Карелия решила вопрос так: «граница на замке, ключ у местных жителей»
В ближайшие несколько лет система охраны государственной границы России принципиально изменится – сообщили СМИ ровно 20 лет назад. Там, где это возможно, она будет прозрачной, но это не значит, что она будет невидимой. Разница в том, что ее охраной станут заниматься не специальные войска, а само местное население. Такие вопросы обсуждались на самом высоком уровне ровно 20 лет назад.
В Карелии было решено провести один из первых экспериментов по возрождению народных дружин. Причем, в поселке Поросозеро ничего возрождать не пришлось – дружина там существовала всегда. Только теперь она начала действовать активнее. И в 2003 году это была самая большая добровольная народная дружина в нашей стране.
Участники народной дружины патрулировали район, сидели в засаде. В то время, пока про них снимала репортаж съемочная группа телеканала «Ника Плюс», чьим архивом мы пользуемся при подготовке нашей рубрики, ни одного подозрительного чужака дружинникам задержать не удалось. Что ж, поездка все равно не была напрасной – контроль за своими тоже необходим. Оказалось, некоторые ездят по дорогам без документов. Но местные жители не были в обиде на дружинников. Понимали: те делают нужно дело: «Если будет контроль в поселке за передвижением посторонних лиц, это только на пользу».
Поселок Поросозеро находится в семидесяти километрах от российско-финляндской границы. В советские годы там была пограничная зона, охрану которой осуществляли военные. Теперь в связи с новым законом об охране государственной границы эта забота легла в основном на плечи местного населения. «Скажем так, просто нужно было определенное время, чтобы собрать людей, чтобы сделать из них штаб, чтобы был у них командир. На это было потрачено времени немало. Поэтапно мы сейчас уже пришли к определенным результатам», - сообщил Андрей Кузьмичев, начальник отделения пограничной комендатуры.
С тех пор, как в поселке начала активно действовать народная дружина, были задержаны десятки нарушителей. Это неудивительно. Незамеченным в Поросозере остаться было невозможно. И даже те, кто не состоял в рядах добровольцев, знал, как нужно себя вести, что делать в непредвиденной ситуации. Везде были расклеены номера телефонов, куда нужно обращаться, если заметил подозрительного незнакомца. В лесу тоже велось наблюдение. Командир дружины Александр Бушанов заверил: «По времени это практически ничего не занимает, потому что все это делается в процессе моей работы. Я постоянно в лесу нахожусь. И если я вижу кого-то постороннего, номера на автомобиле не нашего региона или сигнал поступил от наших дружинников, мы просто подходим и проверяем документы. Если какие-то проблемы там, то сообщаем в комендатуру».
Сознательности и патриотизму этих дружинников не нужно было учить. Они, как настоящие хозяева, ревностно охраняли свои владения, где сами и охотились, и рыбачили. Юрий Смурага проявил смекалку: «Я был в командировке в Сукозере, работаю в ДРСУ. Возвращался в карьер, а там двое остановили машину, стали интересоваться, где граница, где лодку найти. Я сказал – ну поехали, я вам покажу. Отвез их в Сукозеро, сдал пограничникам». За поимку нарушителей было положено даже вознаграждение – двести рублей. Юрий признался, что отдал деньги жене. Конечно, это небольшая сумма, признал начальник отделения комендатуры. Но Андрей Кузьмичев надеялся, что вскоре деятельность народных дружин будет по-настоящему узаконена, как, например, это было сделано в соседней Финляндии. Дружинники намеревались получить право нести дежурства, а руководители предприятий, на которых они работали, должны были поощрять и помогать им. То, что охрану границ намеревались отдать на которых участках на откуп местных жителей, говорит о том, что геополитика строилась на взаимном уважении между странами, на сотрудничестве, на дружеских взаимоотношениях и доверии. Никто не ждал от соседней страны непозволительных шагов. И никто не проявлял намерений совершать эти непозволительные шаги. Прекрасное было время!
В дни празднования 300-летия Петрозаводска, к нам приезжала официальная делегация Армении из города Эчмиадзин во главе с мэром этого города Грачиком Абгаряном. Тогда была достигнута договоренность об установлении между нашими городами побратимских связей. И вот – «к брату» в Армению отправились первые петрозаводчане, а именно ребята из детских домов Петрозаводска.
Конечно, раньше в Армении этим ребятам бывать не приходилось. Знали они об этой стране пока немного. Но главное знали – что там тепло и хорошо. Отбирали детей в поездку в будущий город-побратим весьма строго. Повезло не всем. «Брали тех, кто хорошо учиться. Кто не нарушает правила детского дома. Кто участвует в различных соревнованиях», - рассказал один из участников поездки Дмитрий. Жить дети из Петрозаводска в Эчмиадзине должны были в семьях. На этом настояли организаторы поездки – Автономия армян в Карелии. Председатель Автономии Эдуард Бабаян рассказал: «Мы хотели, чтобы дети из детских домов пожили в армянских семьях со своими сверстниками. Чтобы почувствовали уют, колорит семьи».
Двоих мальчишек взял в свою семью сам мэр Эчмиадзина. Организаторы поездки подготовили подробную программу пребывания детей в Армении. Но хозяева решили все переделать.
«Они сами все переиграли. Они сказали – господа, ваше главное дело – приехать. А за все остальное отвечать будем мы». Детям предстояло прожить в Армении неделю. В сентябре там было очень жарко – 32 градуса выше нуля. Так что для них это получилось продолжением жаркого лета.
Таким было 26 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.