Карелия «прорубила окно в Европу», построив дороги и мосты
В Питкярантском районе Карелии были сданы в эксплуатацию сразу три путепровода на трассе так называемого Северного транспортного коридора. Это произошло ровно 20 лет назад. Коридор соединяет Карелию с центральной Россией и Финляндией. Новые участки дороги позволили не только активно использовать геополитический потенциал республики, но и поспособствовали развитию туризма в нашей крае.
О необходимости реконструкции трех путепроводов в этом районе дорожники говорили давно. Обновления требовали в общей сложности всего 2,5 километра дороги. Но даже для опытных строителей ремонт этих участков был бы делом довольно рискованным. Слабые грунты или, как их называют сами строители, плавуны — могли все старания в одночасье свести на нет. Нашлись, однако, специалисты, которые не побоялись рискнуть, и в мае 1999 года кооператив «Строитель» начал работы по реконструкции путепроводов. Начальник участка С.М.Кочнев был уверен:
«Важно не бояться рисковать. У нас таланты есть. А вот брать ответственность никто не хочет». Почти сто тысяч кубов земли пришлось перелопатить строителям. Директор ПСК «Строитель» В.И.Туманов заявил: «Был момент, когда железнодорожники настолько напугали, кричали — хватит, давай заваливай обратно. И только наши ребята сумели остановить и проделать то, что сейчас сделано».
Чтобы реально представить себе стратегическое значение этих путепроводов для экономики Карелии, важно знать, что входят они в Северный транспортный коридор, который соединяет нашу республику с центральными регионами России, а также соседней Финляндией. Не для кого не секрет, что интерес к нам со стороны последней велик. Это и экономические взаимоотношения, и просто тяга к местам своих предков. Однако, отправляя к нам крупногабаритные груженые машины или туристические двухэтажные автобусы, финны не подозревали, что дороги наши просто были не рассчитаны на эту чудо-технику. Вот и доходил к нам груз только через Санкт-Петербург, а заграничные туристы, не пожелавшие сменить свой комфортабельный транспорт на наш непритязательный «Икарус», так и не взглянув на родину предков, удовлетворяли свое любопытство где-нибудь в Выборге. Постепенная реконструкция этой транспортной артерии решала и еще одну важную проблему: контроль за всем, что ввозится в республику, и наоборот — уходит за ее пределы. Как оказалось, транспортный коридор — это тоже источник доходов. А геополитическое положение республики такой же ресурс, как лес или полезные ископаемые, не использовать который было бы непозволительной в наше время расточительностью.
Олонецкие предприниматели и представители районной законодательной власти осенью 1999 года выступили против тогдашнего главы местного самоуправления Олонца Василия Попова. В районе создали инициативную группу, которая занималась сбором подписей для проведения референдума по поводу его отставки. Если бы такой референдум состоялся, это был бы первый подобный случай и в Карелии, и во всей России.
Журналисты отправились в район узнать, как там дела. Весной там тоже не все было гладко, народ кипел и выходил на протесты, бизнес не стеснялся в выражениях. Вдоль питерской трассы в Олонецком районе, как везде по Карелии, по осени стояли жители окрестных деревень, продающие дары леса, и жаловались: «Работы нет, работать негде». Правда, в отличие от 1998 года, когда такой вид заработка являлся для большинства жителей глубинки основным, деньги в поселках спустя год платили хотя бы в школах и медпунктах. Людям было все равно, что эти деньги выделял не местный бюджет, а напрямую правительство Карелии. Главное — что они были. Идея провести референдум о доверии или недоверии главе местного самоуправления Василию Попову появилась около месяца назад. Руководитель инициативной группы В.И.Синицын понимающе улыбнулся на вопрос — проводились ли консультации с правительством в Петрозаводске по этому поводу: «Могу вам заявить прямо, что никаких разговоров, никаких переговоров с правительством не было. И то, что газеты «Губерния» и «Репортер» (подконтрольные Попову СМИ — прим.ред.) сейчас говорят, что это идет из правительства — нет, я ни с кем не встречался».
На внеочередной сессии депутаты районного совета вернулись к вопросу о регистрации инициативной группы. Глава района Попов наложил вето на предыдущее решение о регистрации, указывая на некие якобы не соблюденные процедурные моменты и юридически неверную формулировку вопроса референдума. Депутаты не согласились с Поповым. Дискуссия получилась нервной. В результате голосования депутаты преодолели вето и теперь инициативная группа могла приступить к своей работе. Перспективы референдума с формулировкой «Следует ли, по вашему мнению, немедленно прекратить полномочия главы местного самоуправления Попова Василия Анатольевича?» были не ясны. С одной стороны отыскать на улицах Олонца человека, довольного местной администрацией, было сложно:
-Конечно, неудовлетворительно! Безобразия в городе. Грязь. Плохое отопление.
-Коммунальные предприятия работают плохо. В домах, в подъездах очень грязно. И на это никто не обращает внимания.
-Денег не платят. Я работаю в Теплосети.
-Слышали историю насчет больничного моста? Он был разрушен с середины лета. И буквально недели три назад восстановили. Больным приходилось вокруг ходить, до сентября люди вброд ходили.
-Все потому, что у нас мэр не свой. Он три дня может быть в неделю тут. Он петрозаводский!
С другой стороны, люди знали, что у них мэр — хороший. Они об этом читали.
-Я читал в нашей местной газете интервью, он давал для «Губернии».
У председателя местного совета депутатов В.К.Кондратьева взгляд на деятельность мэра был менее субъективный: «Плюс в том, что он коммерсант. Он для района смотрит на все с коммерческой точки зрения. А минусы — это социальная сфера. Самое больное место — это больница. На сегодня по больнице ничего не сделано, и, как я понимаю, делать он не собирается». Олонецкая больница представляла довольно жалкое зрелище. Ремонт длился уже несколько лет, и мог завершиться окончательной гибелью здания. Местная власть кивала на правительство, а правительство обещало помочь, но требовало от местной власти первых шагов.
Впрочем, из-за одной больницы никто, естественно, референдумов устраивать не собирался. «Мы пытались здесь с местной администрацией работать, - пояснял инициатор референдума. - Пытались как-то решать вопросы совместно: избиратели, предприниматели, малый, средний бизнес — найти точки соприкосновения. Чтобы как-то двигаться вперед. Но так как глава администрации эти вопросы не понимал и не хочет понимать, он зациклился только на «Ленторге» на своем». Сам Василий Попов, естественно, был против референдума, и склонялся к тому, что это козни политических оппонентов движения «Яблоко», в которое он с недавних пор входил. Впрочем, машина референдума была уже запущена. Инициативная группа по решению совета теперь имела право приступить к сбору подписей. После того, как будут собраны полторы тысячи — то есть 5% от числа избирателей района — группа могла обратиться во все тот же совет с требованием назначить референдум. Предполагалось его провести 19 декабря одновременно с выборами депутатов Государственной Думы.
Таким было 4 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?