06 декабря 2023, 08:00

Карелия была притягательна текстильщикам и нефтяникам, но не лесорубам

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 6 декабря в 2003 году

Карелия была привлекательным для мигрантов регионом. Ежегодно в начале двухтысячных к нам приезжало по сорок тысяч человек из разных регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Из них около 10% оставались работать в республике. Из них только каждый четвертый работал у нас легально.

«К нам едут – значит, у нас хорошо!»

Такой приятный для всех вывод делали чиновники. С него и начал встречу с журналистами начальник Управления по делам миграции МВД Карелии Виктор Красножон. Однако, проблем с теми, кто хотел жить и работать на карельской земле, хватало. Большинство мигрантов не имели разрешения на трудовую деятельность (недавно мы рассказывали об одном рейде, который сотрудники МВД проводили то и дело на рынках Петрозаводска). Рейды проводили по общежитиям, не только рынкам. Вообще, по местам массового скопления. Ехали мигранты в Карелию, имея определенную специальность, а работали совсем по другой.

«Текстильщики едут к нам, нефтяники, то есть зависит от того, где какой регион, что в нем традиционно развивалось. Лесорубы к нам не едут»,

- заявил Виктор Красножон.

Кстати, он посетовал на то, что в республике не хватало специальной миграционной программы. Отсутствовала и единая база данных, с помощью которой можно было бы отслеживать перемещение мигрантов и не заниматься вторичным оформлением тех, кто уже не раз преступал закон. Не было тогда и специального миграционного подразделения (УФМС), вся надежда была на простых милиционеров. И у сотрудников патрульно-постовой службы, и у участковых были свои первостепенные задачи.

«Они не могут их игнорировать в интересах миграционного контроля», - отметил руководитель Управления по делам миграции.

Государство не справлялось с быстрым оформлением мигрантов. Не успевали препроводить домой одного, как его место тут же занимал другой, возможно, столь же незаконопослушный. Возникали коммерческие структуры, которые быстро и качественно ставили им штампы в паспорт – с 1 июля 2003 в Карелии, например, работала миграционная трудовая биржа. На вопрос ее руководителю Павлу Чехонину «Какие у вас расценки?» он ответил так: «Знаете, есть такое понятие – когда человеку смотришь в глаза и видишь, сколько он готов заплатить, вот это называется расценка».

Даже такие коммерческие структуры с такими коммерческими тайнами, как считал Виктор Красножон, были лучше, чем черный рынок, который предлагал свои услуги по оформлению документов.

Японская драма на сцене «Финского» (как его называли по старинке) театра. «Тайное свидание»: премьера спектакля по роману Кобо Абе состоялась в Национальном театре в начале декабря 2003 года. Перед премьерой поговорить труппой приехали журналисты.

Режиссер из Петербурга Олег Николаенко назначил несколько «тайных свиданий» петрозаводской публике. Постановка шла с аншлагом. Пьесы японца Кобо Абе часто ставили на сценах разных театров России. А Олег Николаенко замахнулся на его роман. Вот как он сказал о главном герое: «Человек проходит определенный путь к свету, к перерождению, к какому-то выходу в новое состояние, новое измерение».

В этом спектакле было всё: театр теней, видеографика, звук, свет, клубы дыма. Режиссер считал, что именно так должны выглядеть современные перформансы. Он заверил, что труппа Национального театра безропотно принимала и воплощала все его самые смелые идеи: «Спектакль технически очень сложный. Видео, музыка, костюмы, пластика. Достаточно своеобразный спектакль по своей стилистике». На наших художников режиссер, видимо, побоялся положиться, поэтому привез своих. Художник Вадим Исаков в свое время работал с самим Вячеславом Полуниным.

«50% спектакля – это звук, - считал Олег Николаенко. – Вот сейчас Коля 24 часа в сутки занимается звуковой партитурой спектакля». Звукорежиссер Николай Якимов сказал: «Мы все спектакли делаем о себе. Символика глубоко индивидуальная. Ничего такого специального нет. Я посмотрел на женщин-актрис Финского театра – я втянулся».

Кстати, свидания режиссер Николаенко назначал не только петрозаводским зрителям. Но и актрисе нашего театра Элли Нярья, с которой впоследствии они создали крепкую семью. Вот так бывает! Жаль только, что талантливой актрисе пришлось уехать за мужем, а стало быть, покинуть петрозаводскую труппу.

Таким было 6 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. // фото freepik.com/ wirestock