Исчезновение бродячих котов взволновало общественность Петрозаводска
Ко Дню защиты животных журналисты решили выяснить, как живется братьям нашим меньшим. Жилось не очень. Всем известная широта русской души толкает ее носителей на обзаведение всевозможными друзьями, в том числе четвероногими. Последних многие приобретали на Кукковке, в своеобразном собачьем «секонд-хэнде». Большинство пребывавших здесь животных уже были чьими-то верными друзьями. Но по разным причинам не смогли таковыми остаться. Быть или не быть дружбе в большинстве случаев решает тот из друзей, который для перемещения использует меньшее количество конечностей. Причины для этого могут быть самыми разными.
Кому-то все сложнее становится выкраивать кусок с собственного стола. У кого-то выявилось несходство характеров и взглядов на жизнь, выражаемое бессловесными тварями обычно с помощью челюстей и когтей. Для кого-то причиной расставания с хозяевами стала безответственность последних. Она столь же бескрайняя, как наши просторы и русская душа. У многих вид щенячьей морды вызывает прежде всего умиление, за которым следует решение немедленно завести себе лохматого красавца. И только через несколько недель борьбы с лужами, шерстью и чрезмерной прожорливостью в мозгу индивида начинают брезжить мысли, которым следовало бы появиться там до этого: чем мне его кормить, кто с ним будет гулять и вообще — зачем мне все это надо. За сим следует вывод, что наилучшее место для собаки — улица. Те же, кому повезет больше, окажутся не там, а в собачьем приюте. Здесь и собаколовы не страшны, и есть шанс нового хозяина найти.
И даже на пайку заработать. Директор приюта А.Ю.Налетов рассказал: «К нам попадают собаки отказные, то есть те, которых хозяева по какой-то причине не могут содержать. Попадают потеряшки с улицы. Берем и просто бродячих собак. Собаки, которые годятся на службу, то есть немецкие и кавказские овчарки, идут у нас на охрану различных предприятий». За два года через приют прошло около 2 тысяч животных. Каждый день в среднем две собаки здесь появлялись, а две из уже живущих находили новых хозяев. «Иногда бывает: люди приходят, скажем, за ротвейлером, такая престижная порода, а уходят с кошкой», - сказал Налетов. Кошками здесь тоже стали заниматься. Они хоть и гуляют сами по себе, а уютный дом им нужен не меньше, чем любому другому разумному существу. В свете последних событий в стране кошка, как член семьи, выглядела особенно привлекательно. Ест мало. На улице проводит времени, как правило, больше, чем дома. В случае необходимости может и мышь поймать. И себе, и хозяину — польза. Кроме того, всем известно, что кошка в доме — лучшее средство от стресса. А его у нас все: от последнего бомжа до первого олигарха — испытывали непрерывно. Экономика оказывала большое влияние на тех, кого мы приручили. И влияние это не только в том, что многие из них лишились семьи и крова.
Нелли Анатольевна, владелица кота, рассказала: «8 октября наш кот как обычно вышел гулять. Он такой гулящий и домашний был. И мы его больше не видели. Я его очень долго искала, в частности на Кукковке, где мы живем. И мы заметили, что в нашем районе не только нашего кота, но и вообще нет кошек. И на Древлянке то же самое. Нет котов. В центре я не вижу давно. Куда исчезают коты из нашего города? Это загадка». Ходили по городу смутные слухи, что якобы есть некие темные силы, готовые заплатить энную сумму за невезучую кошачью голову. Даже конкретные цифры назывались. Народная молва утверждала, что следы вели в некое общежитие. Проживавшие в нем студенты категорически опровергли подобные инсинуации. При этом в их взглядах читалось некое сомнение — не подорвал ли кто психическое здоровье, трудясь на ниве журналистики: «От вас впервые слышим». Из развешенных по окнам пакетам с провизией кошачьи хвосты вроде бы не торчали. И в соседнем дворе вполне жизнерадостно скакал представитель этого вида.
Все же котов в городе, действительно, стало меньше. Городские службы, занимающиеся отловом бродячих животных свою причастность к этому отрицали. А расстроенная хозяйка серого красавца Нелли Анатольевна утверждала, что подобная утрата постигла еще несколько семей ее знакомых. И задала вопрос, который никак не перестает быть актуальным в России: «Вообще, безобразие, конечно. Сейчас ловят котов, а что дальше будет? Дальше кого будут ловить?»
Сегодня вряд ли кого-то можно взволновать новостями о судьбе стационарных телефонов, все давно перешли на сотовую связь. А вот 20 лет назад домашний телефон был незаменим. И изменения в тарифах вызывали глобальные потрясения. Например, в 1998 году пошли разговоры о том, чтобы ввести повременную оплату. Что тут началось! Даже на пикеты против повременки люди выходили. И вот карельские парламентарии попытались определить свое отношение к нововведению. Парламентские слушания по этому поводу продолжались более трех часов.
Сторонники повременки были представлены сотрудниками «Электросвязи» во главе с генеральным директором Валерием Никифоровым. В лагере противников собрались правительство, общественные организации, депутаты из рабочей группы по подготовке слушаний. В качестве независимых арбитров — те же депутаты. Основные доводы, как в пользу новой системы оплаты, так и против, - с начала дискуссии не изменились. «Электросвязь» утверждала, что, во-первых, повременка — это прогрессивно, и дает импульс к развитию связи, а во-вторых, обеспечивает как раз ту самую социальную защиту, о которой так пекутся ее противники. Правительство в свою очередь говорило о незаконности и преждевременности, дескать, связисты пекутся о своем кармане. Премьер правительства Виктор Масляков заявил: «Если мы живем на одной территории, то нам надо будет договариваться. Сегодня повременная оплата — это мы по жителям Карелии бьем наотмашь».
Вообще, надо отметить, что правительство под руководством Сергея Катанандова, конечно, в данном случае защищало интересы народа, но с другой стороны убивало и еще «одного зайца». Дело в том, что с «Электросвязью», а главное с его директором Никифоровым новое карельское правительство было в глубоких контрах из-за выборов 1998 года, где последний поддерживал не выигравшего Катанандова, а проигравшего Степанова. И с тех пор между сторонами борьба утихнуть долго не могла. Пенсионеры Петрозаводска, объединившиеся против повременки, были, пожалуй, наиболее эмоциональны. Председатель союза пенсионеров города Светлана Карпина сказала: «Мы просим вас — подумайте еще хорошо. Не вовремя сейчас вводить. Внуку позвонить — узнать про уроки, позвонить и узнать, где что дешевле. И телефон плохо работает. Бывает, что не соединился, или соединился, но не с тем. Нельзя так — не советоваться с народом». «Если я получу новую квитанцию, что я должен платить по-новому, я пойду в суд, - предупредил один ветеран. - И я не минуты не сомневаюсь, что я этот суд выиграю. Потому что есть законы!» Общественные организации привели статистику, свидетельствующую о резком неприятии петрозаводчанами повременной системы оплаты звонков. Председатель профкома ПетрГУ В.В.Ракушев сообщил: «Безусловно «за» - 4%. Скорее «за», чем «против» - 5%. Скорее «против», чем «за» - 15%. Безусловно «против» - 71%. Безразлично — 3, затрудняюсь — 2. То есть 86% опрошенных выступают против введения повременной оплаты». Сотрудники «Электросвязи» в ответ привели свою статистику, свидетельствующую о пользе повременки в тех районах, где она уже действовала не один год. Директор Питкярантского узла связи Н.И.Николаев заявил: «Сегодня из любой деревни нашего района, с любого хутора можно выйти на весь мир. С первого набора номера».
В результате депутаты одобрили рекомендации, которые признали повременку нововведением скорее нежелательным. Но мы-то знаем, что копья хоть и ломали, но платить за телефоны мы все же стали по-новому. Хотя вряд ли «Электросвязь» была в выигрыше. Потому что после развития мобильной связи, люди стали массово отказываться от услуг стационарных телефонов.
Таким было 22 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.