Артисты театра Виктюка сравнили зрителя Петрозаводска и Нью-Йорка
В Петрозаводке ровно 20 лет назад завершились гастроли актеров труппы Романа Виктюка, которые отыграли у нас два спектакля: «Наш Декамерон» по пьесе Эдварда Радзинского и «Служанки» по пьесе Жана Жене. Эти постановки в те годы уже стали каноническими. Днем, во время подготовки сцены к спектаклю, артисты отвечали на вопросы журналистов. Некоторые в погоне за сенсацией полезли за кулисы и на сцену. «Прикоснувшись к прекрасному», они испачкались в белой краске. Ее свежий запах давал понять, что подошли к гастролям столичные артисты серьезно. Пока на сцене сохли подновленные кресла, участники постановки, которую до петрозаводчан смотрели чуть ли не все страны мира, рассказывали о себе и своем мэтре.
«В том и состоит уникальность Виктюка, что аналогов ему нет в природе. Нигде, - рассказывал актер Владимир Зайцев. - То, как предлагает существовать на сцене Виктюк, это тоже наука. Своеобразная достаточно. Достаточно интересная». «Это история уже, понимаете?, - говорил актер Сергей Виноградов. - Мы привезли вам два канонических спектакля. Я себя чувствую исполнителем канонического текста, потому что он уже действительно вошел в историю». Роман Виктюк — сам по себе история. Его изучают в институтах, хотя официально он ни педагогом, ни общепризнанным мастером в те годы не являлся. Тогда еще его ни разу не номинировали ни на одну премию, хотя он был самым окупаемым режиссером. И, как тогда было принято говорить, культовым. Поэтому его актеры имели право говорить о том, что всё, что делает Виктюк, не конъюнктура. С другой стороны «историчность» Романа Георгиевича состоит в том, что с ним постоянно происходили истории. Во всяком случае, его имя трепали на всех углах. Наши журналисты не стали задавать скользких вопросов. Актеры сразу дали понять, что за своего мэтра встанут горой, потому что он их взрастил и вскормил: «Я настолько загорелся этим, что сделал все, чтобы попасть в его работу. И я в нее попал. Потом попал в другую, третью».
С нами же «прямого попадания» не получилось. В отличие от всех остальных гастролеров актеры Виктюка не стесняясь сказали, что у нас «жуткий зритель». Замороженный. Нетерпимый. Особенно сначала. Ирина Апексимова говорила об этом: «Где-то во второй половине первого акта смотрю — уже глаза появились. Какие-то где-то улыбки. Но очень сложная публика у вас». Ну что ж — всем нравится невозможно. Давайте будем не нравиться театру Виктюка и успокаивать себя тем, что публика Нью-Йорка ему тоже не приглянулась.
В Петрозаводке плохо чистили от снега дороги ровно 20 лет назад, о чем мы недавно рассказывали. И если это доставляло массу неудобств здоровым и сильным автолюбителям, то только представьте — как нелегко приходилось тем, кто с рождения передвигается с трудом. Причем, особенно сильно нехватка средств сказывалась на дорогах, удаленных от центральных районов города. А по старой советской традиции именно в труднодоступных уголках располагались такие учреждения, как школы-интернаты. Дети, которые по состоянию здоровья не могли посещать обычные учебные заведения, не только с трудом добирались до места учебы, но и что особенно обидно — столкнулись с равнодушием чиновников. На одной из неуютных городских трасс было бы более уместно проводить испытания автомобилей-внедорожников. А на самом деле по этой дороге каждый день добирались в свою школу-интернат дети-инвалиды, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы. Более того: их родители были не уверены в том, что для них будут выделяться деньги на специальный автобус, положенным им по закону.
Дорога, ведущая к интернату №21, а точнее автобус, который возит по ней детей на учебу, стал камнем преткновения в споре комитета по образованию городской администрации и министерства образования РК. Дело в том, что деньги на то, что учащиеся, которые не могут пользоваться обычным транспортом, добирались на место учебы, раньше всегда выделял городской бюджет. С января 2000 года это бремя взвалило на себя министерство, которое являлось учредителем 21-го и 23-го интернатов. Есть и еще один — 47-ой. Его был обязан обслуживать городской комитет. Но получилось так, что город оплачивал все автобусы для детей-инвалидов, что ему не по карману. И вопрос стоял так: после 15 февраля никто оплачивать положенные законом льготы детям не хотел — ни городской, ни республиканский бюджет. «Что касается детей, обучающихся в 47-м интернате, в соответствии со статьей 59-ой закона об образовании РК, мы будем продолжать их перевозки и после 15 февраля, - заверил мэр Петрозаводска Андрей Демин. - Что делать с другими детьми? При условии, когда нам не выделяют денег из бюджета республики?» Первый заместитель министра образования РК Александр Беляев возражал: «Мы еще раз подняли все существующие нормативные документы.
Сегодня по закону обеспечение возможно только детей-сирот в рамках тех нормативов, которые могут проходить по отрасли образования». В законе об образовании РК в 1994 году было черным по белому прописано: учредитель обязан обеспечивать воспитанников стипендиями, местами проживания, бесплатным питанием и транспортом. Родители детей-инвалидов пытались объяснить чиновникам, что для их детей бесплатный транспорт — это даже не льгота, это необходимое условие учебного процесса. Особенно если вспомнить, что удаленные от центра районы, в которых располагались интернаты — Старая Кукковка, Пятый поселок — находились вдалеке от остановок автобусов и троллейбусов. «Вы посмотрите, сегодня в наш район, где расположен интернат №21, ходит одна «пятерка». Какие микрорайоны охватывает этот транспорт?! Давайте обеспечим, чтобы мимо школы нашей проходили транспорты, как раньше это было, со всех микрорайонов. Снимется вопрос подвоза», - предложил директор интерната №21. Родители и учителя согласились сами провожать и встречать детей, лишь бы был нужный им маршрут. Но город сделать этого не мог. А министерство образования вообще предложило учить детей на дому, если ребенок не может добраться до интерната. Но для 120 учеников найти гувернеров не так-то просто. И это гораздо дороже, чем выделить деньги автоколонне 1126 или оплатить личные школьные автобусы. Так что оставалось ждать 15 февраля и надеяться на чудо. До этой даты закон представляется не только дышлом, которым вертят во все стороны, но и тяжелым хомутом, легшим на плечи учащимся двух интернатов.
Таким было 11 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году?