06 июля 2016, 09:49

Полноценный ремонт или деньги на ветер? Какие дороги в Карелии отремонтируют этим летом

Аукционы на ремонт дорог в Петрозаводске пройдут уже на следующей неделе. Районы Карелии в стороне тоже не останутся. Правда, в целесообразности некоторых ремонтов специалисты глубоко сомневаются.

Передвинули на середину июля

Дороги Петрозаводска должны быть отремонтированы до конца октября. По крайней мере, такой срок оговорен в конкурсной документации. Однако оба конкурса — на 223 и 226,9 млн рублей — в начале этой недели были отложены на десять дней — до 14 июля. А это значит, что непосредственно сами работы начнутся ближе к концу месяца.

Эта отсрочка, если верить главе Петрозаводска Ирине Мирошник, связана с внесением дополнительных требований в аукционные документы. Они, по словам мэра, должны гарантировать, что контракты не выиграет недобросовестный подрядчик, который схалтурит и при этом «освоит» с трудом выбитые в Москве деньги.

Ведь из 700 млн рублей, которые еще в мае выделило на ремонт дорог в Карелии федеральное правительство, Петрозаводску досталась львиная доля — 450 млн.

На эти средства городские власти планируют заменить верхний изношенный слой асфальта на 48 улицах, заменив покрытие на наиболее проблемных участках.

Срезанную с них асфальтовую крошку чиновники решили не выбрасывать, а отсыпать ею еще 49 грунтовок в черте города.

Виктор Дроздов

Остальные же 250 миллионов из выделенной Москвой суммы пойдут на ремонт дорог в районах республики. Эти деньги, по словам председателя госкомитета Карелии по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виктора Дроздова будут потрачены на три автотрассы регионального значения. На них, как и в Петрозаводске, срежут верхний изношенный слой асфальта и заменят на новый.

Реконструкция это не абы что

Так, выборочный ремонт самых разбитых участков между 22-134 километрами ожидает дорогу Петрозаводск-Суоярви, за восстановление которой подрядчик получит 182,3 млн рублей. Выборочно отремонтируют и 54-96 километры дороги Олонец-Вяртсиля — за 30 млн рублей. Еще 4,5 километра асфальта за 37,7 млн рублей обновят на трассе «Кола» от Петрозаводска в сторону Новой Вилги.

Помимо этого, республиканские власти объявили конкурс на реконструкцию 35-44 км трассы Кочкома-Костомукша. Его результаты станут известны 18 июля. Работы на костомукшской дороге начнутся уже в этом году, однако их полное завершение запланировано на конец ноября 2017 года.

Примечательно, что на строительство девяти километров этой трассы карельские чиновники собираются потратить 821,8 млн рублей, которые придут из федерального бюджета.

Выделение такой суммы — вдвое больше, чем на весь Петрозаводск — вполне обоснованно, считают в управлении автомобильных дорог Карелии. Потому что на дороге Кочкома-Костомукша не просто срежут старый асфальт и уложат взамен новый, а фактически построят новый участок трассы в обход существующего.

Эти работы, как говорят в Управтодоре Карелии, предполагают расчистку местности, взрывные работы на скальных участках и удаление торфа на заболоченных, сооружение насыпи, которая в некоторых местах достигнет 10 метров, и многое другое.

Недоумения и удивления насчет цены основаны на том, что люди не разбираются в дорожном строительстве. Но ремонт, капремонт, реконструкция и строительство — это разные виды работ, —

пояснил замначальника Управтодора Карелии Игорь Новокшонов.

Игорь Новокшонов

— Просто ремонт — это срезка верхнего слоя и устройство нового, и все, — уверяет Новокшонов. — А реконструкция — это демонтаж всего, что есть на этом месте, и устройство с нуля всей дорожной конструкции. Начиная с подготовки основания, земполотна, дорожной одежды и заканчивая двухслойным асфальтированием. Все это стоит серьезных денег.

Пудожский капремонт и работы на «Коле»

Чтобы понять, что цена за девять километров костомукшской дороги не так уж высока, как кажется, достаточно сравнить с ней федеральную трассу Вологда-Медвежьегорск, которую сейчас капитально ремонтируют. Правда, заказчиком в этом случае выступают уже не региональные власти, а управление автомобильной дороги «Кола», которое подчиняется Федеральному дорожному агентству.

Еще в апреле упрдор «Кола» провело аукционы на капремонт двух участков этой дороги в Пудожском районе — один на девятнадцать, а второй на семнадцать километров (465-484 и 485-502 км трассы). Работы на них давно идут полным ходом — в отличие от региональных дорог, по которым еще только проводятся конкурсы.

Что интересно, цены обоих лотов в Пудожском районе сопоставимы с реконструкцией дороги на Костомукшу. Хотя такой вид работ, как капремонт, проще — он не подразумевает полного демонтажа существующей дороги и строительство на ее месте новой. Поэтому первый лот на 19 км пудожской трассы в итоге обойдется федеральной казне в 987,6 млн рублей, а второй на 17 км — в 884,8 млн. Полное же завершение работ на обоих участках намечено на начало декабря этого года.

Помимо пудожской трассы, упрдор «Кола» ремонтирует еще несколько федеральных дорог в Карелии. Работы, в частности, уже ведутся на трассе Санкт-Петербург - Сортавала (241-262 км). Здесь до 31 августа 2017 года должны положить не только новый асфальт, но и заменить 20-сантиметровое основание из песка и щебня. Этот ремонт обойдется федеральному бюджету в 284,8 млн рублей.

Ремонтные работы намечены и на нескольких участках федеральной трассы «Кола», которая идет из Санкт-Петербурга в Мурманск. За 219 млн рублей до 20 августа асфальт здесь отремонтируют на 446-461 километрах дороги, а заодно и подъезд к аэропорту «Петрозаводск». Отремонтированы будут также еще несколько участков «Колы» — на 479-500, 501-510 и 608-622 километрах. Эти работы обойдутся в 394,5 млн рублей и должны быть завершены к июлю 2017 года.

Ни Вознесенья, ни Великой Губы

Несмотря на большой объем дорожных работ на федеральных и региональных магистралях, мы поинтересовались и судьбой остальных проблемных дорог в Карелии. Таких, например, как трасса Петрозаводск-Ошта, которая ведет через Вознесенье в Ленобласть, а также дорог на Великую Губу и Калевалу, на которые регулярно жалуются жители республики. Однако то, что сказали чиновники, не особо радует.

Этих дорог нет в планах ни на этот год, ни на следующий, рассказал председатель дорожного комитета Карелии Виктор Дроздов. И когда они вообще могут быть отремонтированы, еще неизвестно.

В ближайшее время карельские чиновники планируют за счет дорожного фонда Карелии отремонтировать лишь несколько мостов в районах республики, и на большее пока даже не замахиваются.

Впрочем, намеченный ремонт дорог Петрозаводск-Суоярви и Олонец-Вяртсиля, а также улиц в столице Карелии Виктор Дроздов уже считает достижением и уверен, что эти работы будут проведены в срок и качественно.

Чем меньше швов, тем лучше

На достойное качество работ надеется и доцент ПетрГУ Владимир Марков, возглавляющий в университете кафедру промышленного транспорта, которая готовит инженеров-дорожников.

Владимир Марков

Правда, свои надежды специалист возлагает скорее на федеральные трассы, конкурсы на которые в Карелии стабильно выигрывает ЗАО «ВАД». Эта организация, по словам Маркова, работает на высоком уровне, а на ее объекты могут равняться и другие.

Поэтому за ремонт почти всех упомянутых трасс в районах Карелии (конкурсы по большей части из них ЗАО «ВАД» уже выиграло), специалист университета спокоен.

Однако выборочная — а по сути, лоскутная — замена асфальта на региональных дорогах и в столице республики Владимиру Маркову не очень нравится. Он считает, что такие работы по сравнению с капремонтом или реконструкцией малоэффективны, а их финансирование похоже на выбрасывание на ветер денег.

Не по душе специалисту и идея использовать срезанный асфальт в Петрозаводске для подсыпки грунтовых дорог, «где он просто разлетится через два-три года». Этот материал, по мнению доцента Маркова, лучше разогревать и использовать повторно.

Насколько я знаю, старый асфальт будут снимать не целиком, а местами. Это не очень хорошо. Как и ямочный ремонт — его вообще не должно быть. Потому что где будут швы, там будет расхождение асфальтобетона и новые ямы, —

предупреждает Владимир Марков.

—  Лучше, на мой взгляд, чтобы ремонт был сплошным. Чтобы дорога была полностью сделана. А не так — здесь сделали кусочек капитального ремонта, потом идет старое покрытие, потом опять новый кусочек. Это ни к чему не приводит, —  считает представитель вуза. 

Брать пример с федералов

К мнению специалиста, который считает, что лучше отремонтировать поменьше, но зато потратить деньги с умом, кажется, необходимо бы было прислушаться и взять его на вооружение. Однако карельские чиновники почему-то предпочли пойти по другому пути, решив сделать больше по объему, но в итоге хуже по качеству.

Из-за этого выборочно отремонтированные куски в Петрозаводске, на суоярвской трассе и между Олонцом и Вяртсиля, рискуют прослужить не так долго, как бы хотелось. После чего там, по всей видимости, снова начнут возникать проблемы с ямами и ухабами.

Намного больше в этом смысле повезло Пудожскому району и Сортавале, где федеральные трассы ремонтируют более рачительно, а также Костомукше, участки региональной дороги на которую периодически реконструируют.

К этому же уровню стоит подтягивать и остальные дороги в Карелии. Правда, для этого необходимо соответствующее понимание властей, а возможно, определенная воля и готовность к ответственности. Хотя бы для того, чтобы выдержать недовольство автолюбителей и не бросать ежегодно деньги на ямочный или лоскутный ремонт ради снятия напряжения в обществе.

Ранее в этом сюжете:

Сергей Мятухин's picture
Автор:

Сопротивлялся приходу в журналистику, хотя еще со школьной скамьи в нее скатывался. Не верит в судьбу, но все бóльшую роль отводит случайности. Не любит скрытых мотивов и чрезмерной навязчивости. Всегда интересовался историей и закулисной механикой, которая управляет обществом. Интроверт, склонен к эстетству и созерцательности.