09 июля 2014, 10:30

"Нет фундамента, нет строения". Музей «Кижи» о незаконных ларьках

<p>Пресс-служба музея не соглашается с претензией общественников и ЮНЕСКО по причальной зоне острова Кижи.</p>

Как следует из официального сообщения пресс-службы музея, никаких нарушений руководство «Кижи», соорудив в причальной зоне несогласованные с ЮНЕСКО постройки, не допустило. Более того, проведенные работы в самом музее назвали «капитальным ремонтом временных построек», приуроченным к 300-летию Преображенской церкви. Все работы, как заверили в музее, проводились на основе конкурсных процедур в строгом соответствии с действующим законодательством, пусть даже без согласования с ЮНЕСКО.

"Времянки" от Андрея Нелидова

Аргумент у музея железный – «сооружения в причальной зоне не являются новыми постройками и не относятся к недвижимому имуществу музея, поэтому согласования и разрешения им не требуются. Постройки не имеют фундамента и могут быть легко перенесены на другое место».
Между тем, только при взгляде на эти «временные постройки» становится понятно, что в музее, мягко говоря, лукавят. Капитальные бревна, которые используют в этих «времянках» вполне могут пережить бревна самого Кижского погоста. Строители тоже стараются на славу – новые ларьки и будущий ресторан вряд ли можно будет «легко перенести на другое место».


В музее также сообщили, что «пока согласованного проекта входной зоны музея не существует (все предыдущие были отклонены ЮНЕСКО). По рекомендации ЮНЕСКО сейчас музей готовит новый проект, который будет представлен ЮНЕСКО и Министерству культуры России. В зависимости от их решения, существующие постройки либо войдут в новую входную зону, либо будут реконструированы или – демонтированы».  

Из вышесказанного вполне вытекает простая логика руководства музея – мы сначала построим, а потом поставим ЮНЕСКО перед фактом, да еще и упрекнем, мол, там такие развалины были, а вы еще недовольны (что и было сделано). Кроме того, по логике Андрея Нелидова, ему ничто не помешает соорудить аналогичные «времянки» хоть в самой зоне памятников, например, поставить пивной бар около Преображенской церкви, дескать, к музею он не относится, а в любой момент его можно перенести, потому и разрешения не нужны.

И все же во всей этой истории настораживает даже не сам факт появления новых строений. Объективно говоря, давно было пора перестраивать входную зону в музей. Да и новые строения выглядят гармонично. Настораживает и даже пугает другое – новое руководство музея во главе с Андреем Нелидовым пытается взаимодействовать с ЮНЕСКО (а это вам не какие-нибудь районные власти) с позиции силы и даже наглости. В общем, налицо наивная простота российского бизнеса 1990-х. Сделаем как хотим, а там посмотрим.

Второй настораживающий момент – участие в этой истории друга и соратника Андрея Нелидова Ивана Романова (на фото). Того самого Романова, которого после его провального федерального выступления российские ученые, образно выражаясь, попросили не пускать к острову даже на расстояние пушечного выстрела. Как выясняется, нынешнее руководство его не только пустило, но и сделало помощником, обманывая ранее, что Романова в музее не будет. Более того, по словам строителей входной зоны, руководит коммерческой скандальной стройкой именно Романов, к слову, с недавних пор депутат ЗС РК. Хочется спросить – что ему там надо? Ответ напрашивается сам собой – уж явно не меценатством здесь занимается бизнесмен, сделавший карьеру на алкогольном бизнесе. Он-то прекрасно понимает, насколько выгодной торговой точкой может быть входная зона музея.

Иными словами, в этой истории понятна простая вещь – планы Андрея Нелидова и Ивана Романова превратить музей в личный бизнес, несмотря на все разговоры об обратном, похоже не такая уж иллюзия. Другой вопрос – сами ли они этим занимаются, или за ними стоят высокие покровители? Судя по тому, что Андрей Витальевич попал в музей, и что он все еще им руководит, второй вариант тоже вполне возможен.  
Остается подождать, что ответит ЮНЕСКО.

Ранее в этом сюжете: