23 марта 2015, 01:45

Настоятелю Кижского прихода предъявили черную метку

<p>Общественники Заонежья попросили патриарха Московского и Всея Руси Кирилла сменить настоятеля Кижского прихода</p>

Скандалы на острове Кижи в последнее время не редкость. Но на этот раз в центре очередного скандала не директор Андрей Нелидов, а настоятель Спасо-Кижского прихода протоирей Павел Лехмус. 

Как вчера стало известно порталу «Петрозаводск говорит», три руководителя трех уважаемых общественных организаций написали письмо патриарху Кириллу, в котором потребовали сменить настоятеля Спасо-Кижского прихода. Они считают, что Павел Лехмус недостоин руководить одним из самых известных православных приходов. Под письмом свои подписи поставили и.о. председателя правления КРОО защиты прав граждан «Согласие» Е.П. Ильина, руководитель КРОО «Заонежье» В.А. Сукотова, руководитель КРОО «Русский Север» В.А. Агапитов. 

Причиной столь серьезного обращения стала, как сказано в письме, фраза священника, произнесенная 12 февраля на заседании Общественного совета музея-заповедника «Кижи». Фраза о реставрации Преображенской церкви. Приводим ее дословно, благо наш журналист был на этой встрече и вел аудиозапись.

«С моей точки зрения, главное... это то, чтобы как можно скорее в храме Преображения Господня началась служба. Чем дольше мы боремся, чем дольше мы тут ломаем копья, кто прав, кто виноват, тем позже она начнется. Я очень далек от реставрации. Мое, скажем, совершенно ясное понимание, что гораздо честнее, правильнее было бы все это убрать — гнилые деревяшки — и поставить новый храм, где будут службы идти. Я честно признаюсь, совершенно честно и откровенно. Потому что это перекладывание (реставрация храма путем кропотливой переборки бревен - прим. ред.) очень дорогостоящее, долгое. Оно отдаляет нас от главного. От того, ради чего все это было построено. Ради чего, для чего и какая цель у постройки всего этого великолепия».

Вот, в общем-то, и все, что тогда сказал Павел Лехмус. Тем не менее, по факту он поставил под сомнение саму необходимость реставрации памятника ЮНЕСКО, предложив свой, прямой как стрела, вариант. Именно это и возмутило общественность.

«Боль сердца»
Слова эти вызвали удивление у присутствующих и даже у самого директора музея, а академик Вячеслав Орфинский, который на заседании не присутствовал и узнал об идеях отца Павла после окончания заседания, и вовсе назвал эти слова варварством.

- Варварство и культурное невежество. На это заявление должен последовать официальный ответ и о нем быть сообщено Патриарху. Он (Павел Лехмус – прим. ред.) выступил против международных обязательств России – это настоящее варварство.

Музей «Кижи» тогда спокойно отреагировал на сказанное. В пресс-службе музея пояснили, что священник просто неудачно выразился.
Прокомментировал сказанное и сам Павел Лехмус. В разговоре с нашим журналистом он пояснил, что на такое неоднозначное выступление его побудила «боль его сердца»:

- Меня очень беспокоит и является болью моего сердца, что все долгие годы реставрации в храме нет службы. Он не функционирует как храм, а остается как некий фетиш, который нужно долго-долго ремонтировать и перебирать эти самые полусгнившие бревна. Именно это я имел ввиду, что ради главного, чтобы в храме была служба, может быть было бы честнее разобрать эти бревна и поставить новые. Именно в этом контексте. Когда человеку больно — он кричит. Именно эта боль явила это не вполне корректное высказывание.

«Недостоин»
Тогда, в феврале, казалось, что продолжения скандала не будет. Однако через два месяца появляется это письмо патриарху. Показательно, что три руководителя общественных организаций заявляют, что данное обращение – не просто их инициатива, за ним стоят жители Заонежья: «это заявление вызвало бурю возмущения не только среди жителей Карелии, коренных заонежан и жителей исторической Кижской волости, но и среди всех, кто прочел об этом заявлении в СМИ».

В своей просьбе убрать неудачно высказавшегося священника руководители организаций ссылаются на исторические традиции: «Обращаемся к Вашему Святейшеству с просьбой сменить настоятеля Спасо-Кижского прихода, ибо прихожане Кижской волости исторически имели право обращаться с просьбой заменить священника, если он не оправдывал их доверия и своим поведением ронял авторитет Русской Православной Церкви. Протоирей Павел Лехмус недостоин быть настоятелем одного из самых известных не только в России, но и за ее пределами православных приходов».

А в чем разница?
Письмо Патриарху уже отправлено. Каков будет ответ, и будет ли он, предугадать сложно. Тем не менее, предположим, что конфликт в этой ситуации возник не только из-за неаккуратно сказанных слов протоиерея Павла Лехмуса. Наверняка есть в этом обращении и какие-то подводные рифы. Известно ведь, что Павла Лехмуса общественники не взлюбили сразу, как только он появился в Кижах в 2014 году.

Правда общественников и архитекторов бесспорна, Преображенская церковь, в первую очередь, памятник культуры и архитектуры. Его нужно реставрировать, охранять и сдувать с него перышки. Но и у Павла Лехмуса своя правда. Храм, настоятелем которого он стал, действительно в настоящий момент как храм не функционирует. Его же задача, как священнослужителя, вернуть эту функцию главной церкви острова. Оттого, видимо, и предложил он столь радикальный вариант решения многолетнего вопроса. Обывательский вариант, назовем его так. В его понимании, предполагаем, нет разницы в замене старых бревен на новые поэтапно, как делается сейчас, или разом, как предложил он. Все равно в итоге все бревна будут новыми. И в чем тогда разница? 

Никто, видимо,  не объяснил священнику, что снос церкви и строительство на ее месте новостроя уничтожит Преображенский храм как памятник истории и архитектуры. Тогда как поэтапная замена бревен - сохранит его в истории. Это так же как со старым ретро-автомобилем. Можно поменять в нем все запчасти, покрасить его и сохранить как ретро-машину. А можно вместо него купить новый автомобиль, возможно, даже собранный по образу и подобию. Все равно это будет копия, а не оригинал. А копии мало кому интересны. 

И вот здесь возникает главный вопрос. Стоило ли из-за того, что священник не разобрался в этой тонкой грани, и просто желал вернуть храму статус действующего, стоило ли из-за этого просить от лица жителей сменить батюшку. Вопрос этот очень непростой. Отвечать на него придется тому, кто и назначил в 2014 году, в год 300-летия Преображенской церкви, Павла Лехмуса настоятелем Кижского прихода. Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу.

Портал «Петрозаводск говорит» будет следить за ситуацией.

Ранее в этом сюжете: