28 марта 2016, 21:30

Дневник петрозаводчан, решившихся на Великий пост. Третья неделя

Борьба с соблазнами продолжается. Откровения мужчины и женщины о том, как они ежедневно преодолевают свои привычки и желания.

14 марта начался Великий пост, и продлится он до 30 апреля. На 48 дней таксист Наталья Митрофанова (27 лет, верующая) и журналист Евгений Белянчиков (36 лет, крещеный, но не воцерковленный) решились отказаться от мяса, молока, птицы, рыбы (можно в некоторые дни), выпечки, сладостей и алкоголя. А также попытаться усмирить не только плоть, но и дух. Минувшая неделя закончилась для Евгения вопросом о смысле православного поста, а для Натальи размышлениями о любви и оливье по-постянски.

Стартует третья неделя: с понедельника по пятницу по уставу – вареная пища.
Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.

Внимание! Посовещавшись, мы решили давать вам отчеты постящихся реже: в понедельник и четверг, чтобы у Натальи и Евгения было больше времени на добрые мысли и дела, но они обещают ничего не пропустить и все самое интересное и важное вам рассказывать. Не серчайте!

Время узнать, как прошли выходные наших постящихся и в каком настроении они начинают новую неделю.

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ.

Наталья vs. зависть и гордыня.

Столько натворила за выходные, что хоть заново пост начинай. Было бы забавно, если с каждым промахом приходилось бы обнулять пройденный путь и снова начинать отсчитывать пятьдесят дней. Я бы так лет пять постилась, наверное. Хотя я себе льщу, всю жизнь сидела бы на хлебе и воде.

Мои главные противники в этот пост – зависть и гордыня – перешли в наступление, а я каждый раз сдаю позиции. Никакой из меня полководец. Нам кажется, что зависть – это "я хочу иметь то, что есть у другого". На самом деле это чувство постоянно маскируется, меняется, прячется за другими эмоциями, выдает себя за радость, за уважение, за смирение и даже за любовь. 

На бытовом уровне с завистью бороться просто: смиряешься с тем, что кто-то может есть куриный бульон, а ты сам для себя решил, что не должен. Сложнее искренне радоваться за людей, которые получают то, что по всем законам мироздания (как тебе кажется) должно быть у тебя. Ты не хочешь, чтобы они лишились этого, ты просто не понимаешь, чем ты хуже. А самое сложное – не завидовать людям, которые могут искренне радоваться за других и сами свободны от зависти. Каждый раз, когда ты на любом этапе проигрываешь зависти, появляется раздражение. Так что это чувство вычислить просто. Раздражен? Злишься? Ищи, кому или чему завидуешь. 

Выходные были полны раздражения, а после – уныния от проигранной битвы. Формула "в пост сложно, но радостно" работать перестала, и затормозить этот губительный процесс мне удалось только утром в понедельник. Ко всему прочему: проваленный план по дисциплине, нецензурные выражения, лень, бесполезные развлечения. В потоке бесполезного нашлась третья часть "Кунг-фу панды". Совершенно чудесный и мудрый мультик с совсем не детскими мыслями. После него хочется обрести душевный покой и стать воином дракона. 

Одно радует: даже в таком эмоциональном аврале ничего скоромного  мне в рот не попало. С голодом бороться проще всего. И тут внутренний голос мне говорит: "Лучше б ты мясо ела, честное слово, чем все вышеперечисленное делала". Ну, ничего, уныние в сторону, у меня еще есть время повоевать с собой. 

Про еду говорить скучно, но нужно. Ем салаты из картошки, огурцов и белой фасоли. Последняя, кстати, спасает любое блюдо и делает его сытным. Наконец-то в наших магазинах появился хумус. Называется иерусалимский (как доктор прописал), но, конечно, далек по вкусу от настоящего. В Израиле хумус едят со всем, что попадается под руку. Универсальная и постная штука: можно на хлеб намазывать, к картошке добавлять, использовать как гарнир для такого же постного фалафеля или просто есть с овощами.

Евгений. Понять и простить

Давненько я ждал, когда же появятся скептические комментарии по поводу наших с Натальей дневников поста. И вот наконец-то! После последней записи и сомнений в правильности выбранного пути, в сравнении православного поста с католическим – пошли первые комментарии:

"Зачем пост в цирк превращать и подвергать осмеянию и сомнению то, что для многих свято?"

Или вот:

"Пост – это пост, а показуха – это показуха".

 
Если честно, очень рад тому, что нас читают. Пусть даже не поддерживают, пусть критикуют. Это нормально, это хорошо. Значит, есть разные мнения. 

Только вот не готов согласиться с тем, что я (не берусь говорить за Наталью) что-то подвергаю осмеянию. Сомнению – да, задаю вопросы – да. Впрочем, я уже понял, что так нельзя. Для человека постящегося, для воцерковленного человека православные правила, законы Церкви должны быть незыблемы. Сомневаться в них запрещено. В этом сама суть всей церковной системы. Церковь в этом смысле похожа на армию – простую, логичную систему управления людьми. Делай как говорят и будь счастлив. Инициатива и вопросы с низов здесь не просто не приветствуются. Иная трактовка событий, фактов, традиций – под запретом. Здесь своя логика и свой здравый смысл. А если они тебя не устраивают – тебе здесь не место. В этом сила Церкви, в этом же ее слабость. 

Ведь почему-то хочется спросить – неужели нельзя верить в Бога, стремиться следовать его заповедям и при этом не ходить на службы, не ограничивать себя в каких-то продуктах, не носить, наконец, крестик на шее? Мне говорят: "Нельзя". Для меня это почему-то нелогично. Получается, что если человек (не про себя говорю) старается жить по совести, совершает добрые поступки, стремится не обижать никого и никому не досаждает, но при этом не ходит в храмы, не причащается и не постится, то он вроде как не совсем православный верующий. Он хуже того, кто соблюдает обряды. Кто часами стоит в храме, пьет святую воду, слушает во всем священников. При этом у этого, второго, есть определенное право немного погрешить. Потому что потом он все равно будет прощен. И Богом, и церковью, хотя бы потому, что он пришел в храм. Его поймут и простят. 

Вот такие вот мысли возникли у меня на третьей неделе поста. Кстати, несмотря на все эти мысли, обрядовую часть поста я соблюдаю. Не ем мясо и яйца, не пью молоко, даже рыбу ел один лишь раз, хотя можно было и больше. Внутренне стал, как мне кажется, более сдержан. Заставляю себя не брать лишнее в голову, не злиться и не обижать близких. 

Но вот смирение и покаяние как-то пока до меня не добрались. Равно как нет и ответа на вопрос – для чего я все это делаю? Пока могу лишь сказать, что, если бы не необходимость писать о посте, я бы от него отказался. И в этом читатели правы. Только вот мне самому интересно (надеюсь, не мне одному), с какими мыслями мы с Натальей придем через месяц к окончанию нашего 48-дневного пути. Возможно, вся эта внутренняя борьба и есть путь к пониманию природы такого явления как Великий пост.

ДЕНЬ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ

Наталья. Через невидимую границу

Чувствую, что перешла невидимую границу, закончился какой-то очень сложный этап поста. Зависть впервые сдала позиции. Пост учит меня каждый день, главное слышать "голоса в голове" (почти двадцать дней ограничений и не этому научат). Я задаю вопросы и прошу помощи, а ответы получаю на уличном баннере, во сне, в случайно услышанных фразах, в том, как веточка изогнулась и отбросила тень на дорогу. Многие из ответов и уроков мне совсем не нравятся, но я смиряюсь.

Мой незримый коллега по блогу тоже подкидывает размышлений. В нашей стране религиозные темы считаются чем-то, о чем сложно и не принято говорить. Вера – что-то очень личное, а церковь что-то очень непреложное. И да, я провожу очень конкретную и явную черту между верой и церковью. Возможно, кто-то не знает, но слово "церковь" давно потеряло истинное значение. Во времена Христа в Иерусалиме церковью называлось "собрание людей, которые верят Иисусу и следуют за его учением". То есть, уж простите, тусовка, компания, сборище учеников. Апостол Павел очень много пишет о церкви и называет ею каждый дом, в котором верят его учителю. И каждое тело любого христианина он тоже называет храмом. В той изначальной церкви не было ни крестов, ни служб, ни свечей, ни даже здания, поскольку Иисус проповедовал где придётся – на рыночной площади или в ближайшей синагоге. Пост был, причастие было, крещение, молитва, вера. Последнее – самое главное. 

Являюсь ли я верующим человеком, если не хожу в церковь? Разумеется. Сила моей веры не измеряется количеством служб, которые я отстояла. Однако церковь в современном понимании, со зданиями и обрядами, иконами помогает учиться смирению. Она служит вере и никак не наоборот. А дальше можно очень много рассуждать о том, что откуда пошло. Например, христианство изначально было сектой в иудаизме, а иудаизм соседствует с исламом, и оба они очень много взяли от буддизма, индуизма и язычества.

Все религии так или иначе связаны, как бы сильно они этому не противились, а новозаветные постулаты и притчи фигурируют в различных учениях и конфессиях. Кто-то вообще считает, что Иисус – это солнце, а его ученики – двенадцать зодиакальных символов. И тогда получается, что исповедовать можно что угодно, ты сам делаешь выбор, а твоя совесть – мерило. И тут я поспорю с Евгением по поводу сомнений. Сомневаться необходимо, это работа духа и наш личный Гефсиманский сад. 

Конечно, мы с Евгением читаем комментарии наших читателей. Мне совсем не хочется ни с кем спорить на вечные темы, о которых люди спорят больше тысячи лет. Я согласилась писать этот блог, потому что уверена, что если он поможет или вдохновит хотя бы одного-единственного человека, значит, он нужен. 

И в конце, как обычно, о телесном. Организм привык жить без мяса, и ему очень легко живется, спится и шагается. В еде пост по-прежнему преодолевать просто, особенно если никто не сует под нос тарелку с куриным бульоном. День у меня начинается с постных бутербродов, а заканчивается варениками с картошкой, салатом с картошкой, картофельными котлетами, картошкой в постном майонезе или картошкой в томатной пасте. Картошка! Как же я её люблю, родную. Когда начну есть макароны с картошкой, обязательно сообщу. Пока полет нормальный, с небольшой турбулентностью.

Евгений. В довольном теле здоровый дух

Четверг. Сегодня ем рыбу. Сегодня можно. Рыбный день. Я хоть и говорил, что без мяса вполне себе можно обойтись, но на самом деле я так не думал. Точнее, я хотел так думать и заставлял себя так думать, но на самом деле это я понял недавно, я так все же не думал. Сложно? А поститься всегда непросто. 

Так вот, без мяса тяжело. Надоело есть просто кашу или просто пюре, или просто макароны. Особенно если все вокруг едят просто мясо. А еще очень не хватает сладкого. Признаюсь, я не шибко изобретателен в плане меню. Жена тоже как-то не особо сопереживает. Скорее наоборот: только подумаешь, что неплохо бы навернуть эту печенюшку, как она тут же хватает этикетку с составом печенья и торжественно заявляет: "Тебе это нельзя, там в составе яйцо!" Причем говорит это таким голосом, как в анекдоте про "Пива нет", то есть ехидным и совсем не постным. А печенье я люблю, потому организовал серьезный рейд по торговым заведениям. И удача сопутствовала мне. Попалось печенье "Постное" без этикетки с составом. Купил. Третий день радуюсь. Чаепитие вновь приобрело высокий недуховный смысл.

Как вы уже успели заметить, от высоких материй в прошлом посту про пост (такой вот каламбур) я вновь опустился в низменные. Да, опустился. Потому что, и это мой очередной вывод, думать о духовном на грустный желудок, наполненный только лишь овощами и рисом, это тоже грех. Если тело находится в хорошем состоянии, если оно довольно, то думается как-то светлее и чище. По крайней мере, я так думаю на данном этапе. 

Вот и древние говорили, что в здоровом теле здоровый дух. В голодном же, ослабленном, не получающем белки и углеводы теле дух по определению отнюдь не здоровый. Возможно, кто-то скажет, что есть столько прекрасных рецептов постной пищи, а ты (то есть я) тут устроил нытье. Да, их, видимо, много, только вот в моем понимании как фасоль ни назови, как капусту ни жарь, как свеклу ни режь, а хорошеньким эскалопом или куриной ножкой они не станут. 
И эта моя мысль, получается, противоречит идее поста. Плохо это? Да, но что делать. Так что мои метания продолжаются. Впрочем, сегодня рыбный день, а значит, в самое ближайшее время рыба поправит мое тело, а за ним поправится и дух.

Продолжение следует...

Ранее в этом сюжете:

Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.