«Ван Гог в гробу переворачивается». Впечатления от культурного Лондона

06 февраля 2019, 08:53
1619
Сотрудник карельского музея Наталья Козловская – о музейном устройстве туманного Альбиона и красоте мужчин.

В декабре 2018 года сотрудник Музея изобразительных искусств Карелии Наталья Козловская побывала на индивидуальной стажировке в Лондоне в рамках грантовой программы отдела образования и культуры Посольства Великобритании в Москве.

Индивидуальная стажировка кардинально отличается от традиционной организованной, где провезут по конкретным местам, которые определены заранее, накормят и напоят. Продумывать программу и договариваться о встречах нужно самостоятельно. За пять дней петрозаводчанке удалось посетить конференцию «Future Now», поработать с профессиональным коучем в сфере культуры, а также посетить ведущие музеи Лондона. Наталья рассказала порталу «Петрозаводск говорит» о том, чем отличается музейное устройство в России и Великобритании, а также о своих впечатлениях от поездки.

Пожертвуйте по карточке

— Главное отличие британских музеев от российских — в Англии все государственные музеи бесплатные. Попасть в них может любой, и при этом при входе раздеваться и сдавать вещи в гардероб не принято. С одной стороны, это здорово, что национальное богатство страны доступно всем. Но мне, как музейному работнику, было несколько дико видеть рядом с редкими экспонатами толпу людей в верхней одежде с рюкзаками.

По статистике крупные государственные музеи, такие как Национальная галерея или Британский музей, посещает 6-7 миллионов человек в год. Надолго ли удастся сохранить раритеты при такой антропогенной нагрузке? У нас вы сами знаете: заходишь в музей, сначала нужно обязательно раздеться, сдать вещи, и только потом тебя пропустят на выставку.

Хочу заметить, что бесплатность британских государственных музеев очень условная. Как только ты попадаешь в музей, буквально на каждом шагу начинают встречаться таблички с просьбой оставить пожертвование. Если нет с собой наличных денег, стать благотворителем можно при помощи банковской карты.

В этом плане продумано все. Даже если ты видишь, что лежит вроде бы бесплатный раздаточный материал, скажем, карта залов. Когда ты берешь ее в руки, на ней огромными буквами написано: оставь фунт! В большинстве случаев просят не просто пожертвовать, но и указывают конкретную сумму:  от 1 до 15 фунтов.

Бесплатно, но не совсем

Если постоянные экспозиции в государственных музеях бесплатные, то временные выставки практически всегда платные, причем довольно дорогостоящие. Стоимость входного билета — 15-20 фунтов (1500-2000 рублей). При этом просьбу стать благотворителем никто не отменяет. На кассе с улыбкой предложат: «Давайте добавим еще фунт на развитие музея».

В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных российских городах вход в музей часто бесплатный для детей и подростков. Когда к нам приезжают туристы, они порой удивляются: «Почему в Петрозаводске за вход должны платить все?». Хочу подчеркнуть важную мысль: если вы пришли в музей и вход в него бесплатный, значит, за вас кто-то уже заплатил.

Это значит, что государство или спонсор перечислили в музей дотацию или субсидию, что позволило сделать вход бесплатным. Великобритания живет именно по такой модели. В России это не повсеместная практика. Вход в петрозаводские музеи платный (цена за билет варьируется от 40 до 300 руб.).

Музей изобразительных искусств РК ежегодно посещает около 40 тысяч человек. Много это или мало? Многие родители не идут с ребенком в музей, предпочитая другие виды досуга. Например, в Новый год на площади Кирова открывается детский городок. Три минуты на паровозике там стоят 200 рублей. А когда за точно такую же сумму в музее на мастер-классе профессиональный художник, выдав краски, кисти и акварельную бумагу, целый час учит тебя рисовать и домой ты уходишь с картиной, — это считается дорого.

Любуйся, покупай, ешь

На зарубежных конференциях, на которых я была, в речи всегда звучит слово «бизнес». Театр — это бизнес, музей — это бизнес. Все управленческие процессы в музеях — анализ аудитории, геолокации, рекламная кампания — все делается так же, как в бизнесе.

Например, когда входишь в Галерею современного искусства Тейт Модерн, навигатор выдает три слова: Art, Shop, Eat. Посетителя сразу ориентируют, как он должен здесь проводить время: полюбоваться искусством, зайти в магазин, а потом поесть в кафе. Это модель посещения любого британского музея. Другой вариант невозможен.

Еще одно правило лондонских музеев: каждая выставка обязательно заканчивается сувенирным магазином. Навигация по музею и экспонатам выстроена так, что ты попросту не можешь выйти в другое место. При этом магазин может быть по размеру даже больше, чем сама выставка. Свет, цвет, запах, атмосфера, как одеты продавцы, как выложен товар — все это продумано до мелочей. Созданы все условия для того, чтобы люди что-то покупали.

В России культуру давно призывают «зарабатывать», но как это делать, никто учит. Нет ни кадров, ни подготовительных курсов, ни обучающих семинаров. Мне кажется, даже в Москве и Санкт-Петербурге учреждения культуры еще очень далеки от того, чтобы  выработать успешные бизнес-модели.

Простой пример. Как-то пришла я в один из музеев Санкт-Петербурга и увидела там почтовое отделение. Обрадовалась, что смогу купить открытку и сразу отправить маме. Но оказалось, что сувенирный ларек и почтовое отделение никак не связаны. Я купила открытку с изображением из музейной коллекции в ларьке, а в отделении хотела приобрести марки и отправить ее. Но выяснилось, что в почтовом отделении нет терминала, и сделать это я не смогла. Этот пример ярко демонстрирует мелкий неотлаженный бизнес-процесс, результат которого приводит к недополучению прибыли.

Инстаграм с шедеврами

В зале с картинами малоизвестного художника лондонского музея может быть немного народу, но если это хранилище картин какого-то известного мастера, там обычно не протолкнуться. Например, такое столпотворение мне пришлось наблюдать в зале Национальной галереи, где представлены картины Ван Гога.

Вместе с тем я заметила, что из множества туристов мало кто хочет полюбоваться знаменитыми «Подсолнухами» в прямом смысле слова. Туристы в основном стремятся не столько посмотреть на картины, сколько сфотографироваться с ними. Подобное действо можно наблюдать и в других известных европейских музеях. Тенденция времени: сходил, сфотографировался, выложил в «Инстаграм». Отчитался, что просветился. Но так ли это на самом деле?

Как музейщик, я не могла не обратить внимание на то, как музейная коллекция представлена в линейке сувенирной продукции. Мы привыкли к магнитам, открыткам, разного рода небольшим предметам, которые, так или иначе, отражают музейный фонд. В Британии ассортимент намного шире. Но меня неприятно поразило, что с теми же «Подсолнухами» Ван Гога продаются: и трости для пожилых, и вино, и кремы, и даже носки. Понимаю, что мы живем в век коммерциализации, но всему должен быть какой-то предел. Ван Гог, который, кстати, умер в нищете, наверное, в гробу переворачивается.

Будущее за фанатами

Но сказать, что отрасль культуры в Британии «в шоколаде», я не могу. Насколько поняла из разговоров с коллегами, уровень зарплаты в культуре в Британии, как и у нас, намного ниже, чем в других отраслях (точные суммы мне не называли).

Молодежь не хочет идти работать в эту сферу. Государство ее оптимизирует, как и у нас, сотрудников сокращают, финансирование урезают. Люди в возрасте держатся за свои места.

Но мне кажется, что в ближайшие годы должны произойти кардинальные изменения. Молодое поколение станет зрелым, внесет новые идеи в культуру, новые технологии. И мне хочется верить, что мы сумеем перенять опыт коллег, внедрить те же самые инструменты бизнеса и заинтересовать людей. Уровень зарплаты вряд ли изменится, но так было всегда: в культуре работают фанаты. Но ведь и успеха добиваются те, кто горит своим делом, а не те, кто изначально хорошо зарабатывает.

Город контрастов

Что еще удивило меня в Лондоне, там очень много мужчин. Красивых, ухоженных. Даже уличная реклама рассчитана не на женщин, а на представителей сильной половины.

Лондон — город контрастов. На центральных улицах можно увидеть очень респектабельные здания, людей в дорогих костюмах, и тут же рядом – спящих бомжей. И это никого не смущает. Здесь же, в центре города, по вечерам по обочинам дороги появляются огромные мешки с мусором. Контейнеров нет.

Я приезжала в конце декабря, в это время температура +13. На улицах в горшках росли пальмы, цвели цветы. В это сложно поверить, но в канун Рождества город был украшен очень скромно. Уличное освещение не яркое, как у нас, а тусклое. Когда я спросила у местных жителей, почему так, мне ответили: «Мы экономим».

Лондон оставил неоднозначное впечатление. Но зарабатывать и экономить англичане умеют – это факт.

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.