Вепсский музыкант рассказал о том, что объединяет народы Карелии
Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда россияне доказали, что народное единство способно побороть любого сильного врага.
Но сегодня принято вспоминать не о вражде, а о том, что объединяет людей разных национальностей, живущих в России.
Легче всего это проследить на примере языков, но и в других сферах это присутствует. У нас в некоторых композициях у нас звучит калюка – обертоновая флейта. Она считается финским инструментом, но я не исключаю, что у вепсов такая флейта тоже была. Например, кантеле есть как у финнов и карелов, так и у вепсов. Еще используем йоухикко – финский национальный инструмент, но он очень гармонично ложится в нашу аранжировку,
– говорит создатель вепсской музыкальной группы «Noid» Владимир Соловьев.
Сейчас эти народные инструменты живут благодаря карельским мастерам, которые изготовляют их своими руками.В мастерской Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле» работают лучшие карельские мастера, благодаря которым сейчас живут эти музыкальные инструменты.
Мастер Александр Фролов сделал свое первое кантеле ровно 30 лет назад. Он знает особенности и историю каждого музыкального инструмента.
В мастерской изготовляем диатонические инструменты: пяти-, семи-, и десятиструнное кантеле, а также концертные хроматические инструменты – кантеле-прима и кантеле-альт, также карело-финскоейоухикко в двух разновидностях. Вепсские гусли мы не делаем.Вепсский инструмент бытовал очень давно.
Лично я исторических источникови фотографий древнего инструмента не видел. В 90-е появилась идея воссоздать вепсский инструмент. Тогда ученые нашли чертежи, по которым было изготовлено достаточно большое количество инструментов с вепсскими особенностями,
― рассказал Александр Фролов.
Мастер музыкальных инструментов ансамбля «Кантеле» Андрей Смолин делает музыкальные инструменты уже 15 лет и отмечает, что у всех инструментов есть свой промежуток времени изготовления.
На создание хроматического кантеле может уйти около месяца, а пяти-, десятиструнное кантеле мы изготавливаем в течение трех недель. Сначала идет подготовка материала, отдельных элементов, а затем создание заготовки корпуса будущего инструмента. Параллельно в мастерской может изготавливаться несколько модификаций инструмента
― рассказал мастер Андрей Смолин.
Мастера делают уникальные музыкальные инструменты, а музыкантысохраняют и развивают традиции игры на этих инструментах.
Сейчас кантеле и другие народные инструменты используют фольклорные коллективы, исполняющие аутентичную музыку. А если говорить о музыке современной, то тут без взаимопроникновения не обойтись. Если углубляться в историю музыки, то мы увидим, что уже в XIX веке традиционный инструмент кантеле начинает вытесняться русской балалайкой, а к началу ХХ века в вепсских деревнях повсеместно звучала гармонь,
– продолжает Владимир Соловьев.
Народное творчество и музыкальные инструменты могут многое рассказать о связи народов, об их общих истоках и единстве. Сейчас в России проживают 190 народов, каждый из которых имеет собственную культуру, традиции и обычаи, но их объединяет одно: принадлежность к России и желание процветания страны.И сегодня вся Россия плечом к плечу борется за безопасность не только своей земли, но и каждого русскоговорящего по всему миру.
Фото: Дарья Швецова