Поехали! Вместе с мэром Петрозаводска проверили работу новых маршрутов
Текст: Елена Малишевская
Работа общественного транспорта Петрозаводска вызывает немало вопросов и нареканий у жителей города и гостей столицы Карелии. Эта тема регулярно поднимается и нашим изданием. Реконструкция Лососинского шоссе позволила продлить движение троллейбусного маршрута № 8: теперь троллейбусы по новой контактной сети курсируют до улицы Чистой на Древлянке-8. А с начала августа в Петрозаводске начал работу новый, самый протяженный в городе, автобусный маршрут № 30. Как встретили новые маршруты жители города? Что говорят об их работе сами пассажиры?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы сели в автобус, а потом и в троллейбус, и поехали вместе с мэром Петрозаводска Инной Колыхматовой в ПМУП «Городской транспорт». Там познакомились с его новым руководителем Дмитрием Романовым.
Мы договорились встретиться с мэром на конечной остановке на улице Лыжной в 8:50. Честно говоря, я ожидала увидеть много горожан в этот ранний час, и ощутить что-то вроде толкучки при посадке в тридцатый автобус. В редакции шутили: «Инна Сергеевна занимается боксом, отобьетесь, если что». Боевые навыки главы города применять не пришлось, пассажиров было немного. Возможно, это только летом, и осень внесет свои коррективы.
Чистый автобус, опрятный водитель. Удивилась, что теперь, оказывается, принято оплачивать проезд при входе. Кондуктора нет, контролеров тоже не видно. Пассажиры подходят к водителю и платят, как им удобно: кто наличными, а кто прикладывает карту к терминалу. Инна Колыхматова успевает ответить на десятки телефонных звонков и пообщаться с пассажирами и нами, журналистами.
- Мы, прежде чем запустить автобусный маршрут № 30, долго изучали запросы горожан: в каких микрорайонах самые большие проблемы с транспортом, что вообще нужно петрозаводчанам. Поэтому маршрут и получился таким длинным, связал Кукковку и Сулажгорский Кирпичный Завод. Частные перевозчики не поедут в такую даль - им это не выгодно, - рассказала Инна Колыхматова.
- Можно ли подвести первые итоги работы нового маршрута?, – спрашиваю у Инны Сергеевны.
- Главный итог, на мой взгляд, состоит в том, что в Петрозаводске после многолетнего перерыва появился автобусный маршрут, обслуживает который наше муниципальное предприятие – «Городской транспорт».
Спасибо за поддержку правительству республике, которое помогло нам, передав МУПу 14 автобусов. Без этого муниципальное предприятие не смогло бы участвовать в аукционе на право обслуживать новый маршрут.
Еще один итог – это то, что запуск 30 маршрута позволил сохранить систему брутто-контрактов. Контракт дает возможность контролировать работу перевозчика и штрафовать его в случае нарушения контрактных обязательств.Подводить же итоги работы самого 30-го маршрута, считаю, преждевременным. Мы еще изучаем ситуацию, отзывы горожан, пассажиропоток и выручку. Горожанам нужно привыкнуть к новому автобусу. Я сама выезжала на маршрут, в автобусе много народу даже не в час пик. Немаловажный фактор – летний период – многие находятся в отпусках, дети на каникулах. Но мы продолжаем мониторинг. Совершенно точно можно сказать, что расписание мы будем корректировать к сентябрю, когда школьники выйдут с каникул,
- объясняет мэр.
- А что говорят сами пассажиры о новом автобусном маршруте, получает ли администрация обратную связь?, - спрашиваю главу Петрозаводска.
- Да, обратная связь, конечно, существует. Горожане делятся своим мнением и на моей странице «ВКонтакте». Немало сообщений приходит в том числе «в личку». Горожане пишут, что появилась возможность планировать свое время, даже свою жизнь. Например, с СКЗ много детей ездит в учреждения допобразования, и это была большая проблема: родители переживали, как ребенок вечером вернуться домой. Теперь это стало гораздо проще. Многие пишут, что теперь можно с Кукковки добраться до Республиканской больницы. Получаем и предложения от жителей. Многие спрашивают, будут ли действовать проездные, просят скорректировать расписание под детей, предлагают пустить больше автобусов, чтобы сократить интервалы между рейсами. Мы это все учитываем, анализируем. Напомню, что маршрут мы изначально планировали так, чтобы он проходил через максимальное число социальных объектов. В итоге он получился длинным, но социальным, - отвечает Инна Сергеевна.
Проехав несколько остановок на тридцатом автобусе, пересаживаемся в троллейбус № 8.
Здесь проезд стоит на десять рублей меньше, и пассажиров заметно больше - возможно, именно поэтому.
Петрозаводчанка Анна живет на улице Советской (район Октябрьского проспекта), а работает на Чистой (Древлянка-8), поэтому для нее удлинение троллейбусного маршрута было очень важно.
«Раньше доезжала до Хейкконена, а потом шла пешком до Чистой. Вроде и недалеко, минут десять, но знаете, страшновато. Какими-то тропами, почти по лесу... Думаешь - а вдруг волк выйдет или медведь? Очень рада, что теперь на троллейбусе доезжаю прямо до работы», - рассказала Анна.
Вместе с Анной мы доехали до Первомайского проспекта и спустились вниз к троллейбусному депо. Там нас уже встречал Дмитрий Романов - 13 августа он официально вступил в должность директора муниципального предприятия «Городской транспорт». Теперь в его подчинении большой штат работников - 340 человек, и немаленький транспортный парк – 48 новых троллейбусов, двенадцать автобусов и две «газели». В ближайшее время еще поступят два автобуса от Минтранса.
- Я тоже, как и Инна Сергеевна, анализирую ситуацию и слышу, что говорят петрозаводчане: нужно сокращать интервалы и больше выводить машин на линию. В ближайшие дни будем корректировать расписание, сейчас готовим троллейбусы к выходу. Дело в том, что новые машины начинены электроникой - требуется определенное время для обучения водителей. Что касается автобусного маршрута № 30 - сейчас полностью укомплектован штат водителей, на линию в течение дня выходят 8 автобусов, как и планировалось изначально. Подчеркну, что это не одномоментно, а за день. В часы пик для выполнения прописанного расписания на линии одновременно находятся до 5 автобусов. Следим за пассажиропотоком, оперативно вносим изменения, - сообщил Дмитрий Романов.
Руководитель ПМУП «Городской транспорт» рассказал, что уже подготовлены специальные площадки для ремонта автобусов, наняты слесари для их обслуживания.
Дмитрий Романов напомнил, что в 2022 году было приобретено 16 троллейбусов Вологодского завода и пять Белорусского производителя. А в 2024 году купили сразу 27 новых троллейбусов на условиях льготного лизинга по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». Часть из них еще готовится к эксплуатации, но уже ежедневно на линию выходит 28-30 новых машин.
За счет участия в нацпроекте получили скидку на покупку троллейбусов - общая стоимость составила 805 миллионов вместо 1,3 миллиарда. Если разделить эту сумму на 27 троллейбусов, то получим стоимость одного - 29 миллионов рублей.
Я думаю, что горожане должны знать эту цифру и беречь троллейбусы, ведь деньги бюджетные, а значит народные. Это как если бы петрозаводчане скинулись и купили себе несколько больших машин, чтобы с комфортом ездить по городу. Согласитесь, странно было бы в своем собственном автомобиле разрезать мягкую обивку, оставлять неприличные надписи или жвачку под сиденьем.
Уверена, горожане будут бережно относится к новым троллейбусам, и они прослужат всем нам еще очень много лет.
// Фото: Сергей Юдин.