09 января 2026, 21:47

«Мне нужна помощь, но я очень хочу обходиться сама»

Незрячая жительница Пряжи считает, что общество не знает, как правильно вести себя с людьми, имеющими инвалидность
женщина сидит в кресле
Фото: Алина Гапеева

Текст: Алина Гапеева

Фото:Алина Гупеева, Светлана Семенович

В темноте

На улицу Светлана Александровна отправляется с двумя палками. Свой маршрут она уже изучила пошагово, но без помощи посторонних людей ей все же не обойтись. Поселок Пряжа нельзя назвать удобным для людей с нарушениями зрения. Тротуары часто неровные, с ямами и бугорками, что делает их небезопасными.

 

 

При этом в районном центре не найдешь ни одного звукового пешеходного перехода. Ко всему прочему, общественные здания не имеют табличек со шрифтом Брайля.

«Сколько раз я блудила, оказавшись в кустах и наткнувшись на препятствие, не попадала в выход между пешеходными ограждениями. Не все люди понимают, что в этот момент мне нужна помощь, но я очень хочу обходиться сама»,

— рассказала жительница Пряжи.

 

 

Светлана Семенович полностью потеряла зрение десять лет назад. Поразительно, что при этом она самостоятельно устраивает свой быт, гуляет, ходит на службы в церковь, шьет одежду для кукол, пишет стихи... Ее день насыщен и расписан по минутам. Женщина живет одна в благоустроенной квартире.

Первое, что бросилось в глаза, когда я пришла к ней, – полное отсутствие освещения в ее доме. Сразу же поймала себя на мысли: Света видит мир иначе, ей не требуется включенная лампа. Внешне она симпатична, спокойна, улыбчива, располагает к себе. С первых шагов видно, что это квартира стерильной чистоты и идеального порядка.

 

 

Даже в шкафах безупречный порядок. Одежда аккуратно сложена: носки к носкам, свитера к свитерам. Каждый предмет одежды упакован в отдельный пакетик, а внутри каждого пакетика – маленькая пластмассовая буква. Эта буква, как оказалось, обозначает цвет одежды, помогая Светлане мгновенно ориентироваться в своем гардеробе.

 

 

В интерьере нет ни одной лишней вещи, только на торцах дверей прикреплены кусочки войлока. Как позже выяснилось, они выполняют противоударную функцию.

«Слепому жить несложно»,

— говорит Светлана Александровна Семенович.

Признаться, ее утверждение немного обескураживает. Мы часто воспринимаем зрение как нечто само собой разумеющееся. Только представьте: вы лишились этого дара. Для начала попробуйте сделать уборку дома, закрыв глаза. Или, например, сварить суп. Предварительно сходите за продуктами в магазин, спустившись с четвертого этажа. Каждый шаг, каждое движение потребуют большей концентрации и аккуратности. Не стоит забывать о риске споткнуться о неожиданное препятствие или что-то уронить.

«Видеть» носом

Проблема со зрением у Светланы генетическая. С самого детства ее мир был окутан туманом. Предметы расплывались, словно нарисованные акварелью, а лица близких превращались в приплюснутые блины.

«В школе я читала «носом» и с первой парты ничего не могла разобрать, что написано на доске. Взрослые не сразу поняли, что у меня высокая близорукость. Только после посещения окулиста, который прописал очки, мне открылся мир», — вспоминает женщина.

Но учиться с обычными ребятами ей все же было сложно. Тогда ее направили в коррекционную школу-интернат в Петрозаводск. В стенах интерната для слабовидящих дети не только учились, но и осваивали домашние навыки: готовили еду, поддерживали чистоту в комнатах и даже мыли стены. Те из воспитанников, кто хотя бы немного видел, помогал ребятам, кто был полностью слеп. Можно сказать, что у ребятишек была «одна пара глаз на двоих».

После школы Светлана поступила в педучилище, окончила его и даже успела поработать в санаторной школе в Пряже. В то время она уже носила очки с линзами минус шестнадцать, потом они стали минус восемнадцать, и из-за плохого зрения она уже не смогла заниматься педагогической работой. А зрение продолжало ухудшаться…

 

2014-й год.  Последняя фотография, где Светлане еще были нужны очки 

 

В 2014 году краски и формы для нее исчезли навсегда. Казалось бы, это конец всему, но для Светы это стало началом чего-то совершенно нового.

Научиться жить

Всего она перенесла шесть операций на глазах. Женщина убеждена, что с потерей одного из главных органов чувств ее мир не стал беднее. Научиться жить заново ей помогали родные и соседи.

«Я доставляла много хлопот близким. Инвалиды – люди-эгоисты. Мы считаем, что нам все чего-то должны. К слову, я могу вспылить и не экономлю резкие слова»,

— откровенно призналась Светлана Семенович.

Пока Светлана привыкала к новой реальности, она набила немало шишек и синяков, залечила десятки царапин и ожогов. Это был долгий и болезненный путь приспособления. Интересно, что со временем другие органы, особенно осязания, начали работать в «турбо – режиме»: у нее открылась повышенная чувствительность. Привычные предметы обрели новые грани. Она острее стала чувствовать их форму, вес, температуру, запах. Света стала различать мельчайшие нюансы звуков и теперь узнает каждого знакомого человека  по голосу, запаху, шагам. К слову, у нее поразительный дар: по своему чутью и речи собеседника она безошибочно описывает его внешность, будто видит его насквозь. Мы встретились с ней впервые, и она описала меня: средний рост, каштановые волосы, есть семья, возраст за сорок – все совпало на сто процентов.

 

 

Несмотря на потерю зрения, она не утратила своего творческого дара: рукодельница шьет и вяжет одежду для кукол. Цветовые решения в ее кукольных нарядах поражают тонким вкусом, не уступая работам профессиональных модельеров. Творчество этой удивительной женщины также успешно проявляется в прозе, в философских стихах и хокку, которые она записывает на диктофон. Перенести произведения на бумагу помогает зрячая соседка.

Мне нужна помощь

Светлана придерживается строгого режима: уборка, приготовление обеда, а с утра — обязательная прогулка. Со стороны кажется, что Светлана без труда ориентируется в городской среде, будь то путь к поликлинике или в ближайший продуктовый магазин. Впрочем, так оно и есть. Свой поселок Пряжу она изучила пошагово и знает все неровности на тротуарах. Как она говорит, перед препятствием у нее иногда «включается» седьмое чувство.

 

У Светланы есть мобильник, все необходимые телефоны она помнит наизусть.

 

«Однажды на улице перед собой я почувствовала сгусток энергии. Им оказался грузовой автомобиль, который мне пришлось обойти», — рассказала Света.

Нередко незрячей женщине помогают на улице школьники младших классов. Как-то раз дети с любопытством наблюдали за женщиной с двумя палками в руках. Она осторожно постукивала ими по сторонам, по дороге и перед собой, словно изучая путь. В какой-то момент женщина немного сбилась с дороги и обратилась к ребятам с вопросом: «Подскажите, пожалуйста, где здесь поворот?» Школьники, не совсем понимая, как правильно помочь незрячему человеку, просто указали рукой: «Вон там...»

Да, конечно, порой ей нелегко сориентироваться. Как-то зашла в «Пятерочку», попыталась привлечь внимание сотрудников, чтобы ей помогли с выбором и покупкой продуктов. К сожалению, никто из персонала не откликнулся, и Светлана была вынуждена уйти ни с чем.

Эта ситуация навела Светлану на мысль о том, как было бы здорово, если бы в крупных торговых точках существовала специальная помощь для инвалидов.

«Было бы неплохо установить у входа в супермаркет кнопку вызова сотрудника для помощи людям с ограниченными возможностями здоровья»,

— мечтает она.

Подобные идеи возникли и в отношении пунктов выдачи заказов, таких как «Ozon». Например, для незрячих покупателей было бы полезно внедрить услугу, когда люди с ограниченными возможностями могли бы оформлять и оплачивать заказы прямо в пункте выдачи, не сталкиваясь с трудностями самостоятельного оформления.

 

 

«К сожалению, наше общество часто не знает, как правильно вести себя с людьми, имеющими инвалидность. Это приводит к неловким ситуациям, недопониманию и даже обидам. В Пряже много бабушек и дедушек с ослабленным зрением, которым приходится сидеть дома»,

— убеждена Светлана Семенович.

Женщина считает, что идеальное место для знакомства детей с людьми с инвалидностью, – школа и семья. Для таких особых людей, как Светлана, простое искреннее внимание со стороны окружающих могут кардинально изменить качество жизни. Это может быть что угодно: предложить помощь, чтобы перейти дорогу, подсказать, где находится нужный вход, или просто не проходить мимо, если человек явно нуждается в поддержке.

И для этого не надо создавать никаких бюрократических структур, Таким людям много от общества не надо — только человечности.