Как в Карелии реализуется «мусорная реформа»
Автор: Анна Павлова
Государственное казенное учреждение «Карелприрода» было создано распоряжением карельского правительства в связи с передачей в конце 2019 года полномочий по обращению с отходами от министерства строительства, жилищного хозяйства и энергетики в министерство природных ресурсов и экологии.
Подводя итоги этого непростого года, на вопросы нашего портала ответил Первый заместитель Министра, курирующий вопросы реализации «мусорной реформы» в Карелии.
Темы, которые мы затронули в беседе, касаются работы ГКУ РК «Карелприрода», решения текущих вопросов и серьезных планов на ближайшее будущее, реализация которых отразится на жизни всей республики.
- Чем занимается ГКУ «Карелприрода»?
Учреждение помогает Минприроды Карелии в части обеспечения регионального государственного экологического надзора и функции в области обращения с отходами. Это информационно-аналитическое сопровождение в сфере обращения с отходами, рассмотрение обращений граждан, взаимодействие с региональным оператором, а также сопровождение исполнения государственных контрактов и инвестиционных проектов, представление интересов Минприроды в суде.
- О чем хотелось бы рассказать в первую очередь?
Есть несколько серьезных проектов, которыми Карелприрода занималась весь этот год. Отдел по обращению с отходами сопровождает исполнение государственного контракта с ООО «Город-К» по изучению морфологии и определению нормативов накопления отходов (ссылка на материал), а также занимается ведением электронной модели территориальной схемы по обращению с ТКО. Это интерактивная карта, на которой отмечены все отходообразователи, объекты, действующие и планируемые, со схемой потоков и возможностью их оптимизации.
Этот отдел также сопровождает переговоры по одному из самых крупных и важных для республики инвестиционных проектов. Речь идет о концессионном соглашении о строительстве экотехнопарка с объемом инвестиций в размере 1 млрд 452 млн рублей.
Инвестору в рамках концессионного соглашения будет поручено строительство полигона мощностью до 190 тысяч тонн и современного мусоросортировочного комплекса, и отдельным проектом – биогазовой станции по финской технологии Hardferm. Весь год мы вели переговоры как с инициаторами проекта, финансовыми организациями, так и с госкомитетом по ценам и тарифам, Минфином, так как мы даем гарантии реализации этого проекта от имени республики. Это очень сложные и ответственные переговоры, так как речь идет о государственных бюджетных обязательствах. Мы сейчас в завершающей стадии принятия решения по заключению концессионного соглашения. Если до 31 декабря не поступят заявки, мы заключим соглашение с инициатором проекта. Если поступят, то в 2021 году будем проводить открытый конкурсный отбор инвесторов.
- Как с этими проектами связан переход на раздельный сбор мусора?
В Карелии уже сегодня есть удачные примеры внедрения раздельного накопления отходов, например, в городе Беломорске. Но данные проекты нерентабельны, поскольку на территории республики нет мощностей по переработке собранных полезных фракций. К 2024 году такая инфраструктура должна появиться в рамках реализации концессионного соглашения.
В нее помимо экотехнопарка в Прионежском районе будет входить сеть мусороперегрузочных станций с элементами сортировки и площадками временного накопления в крупных населенных пунктах, а также мусоросортировочный комплекс в Сортавальском районе. Мы, по примеру европейских стран, остановились на двухкомпонентной схеме разделения отходов. Она значительно упрощает логистику.
- Как осуществляется работа с региональным оператором?
Карелприрода контролирует его деятельность, а также готовит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы. Сотрудники рассматривают обращения граждан и жалобы на деятельность регоператора, занимаются разрешением конфликтных вопросов и споров между регоператором, подрядчиками и потребителями.
У оператора есть индикативные показатели эффективности его деятельности, выполнение которых также контролируется. Например, такой показатель, как охват населения по предоставлению централизованной услуги вывоза ТКО. Из 834 населенных пунктов услугой по вывозу мусора сейчас охвачено 345. Но в этих 345 населенных пунктах проживает почти 90% населения республики. Так что, этот показатель в республике уже практически достиг установленного федеральной программой.
Сейчас ведется работа с инвесторами по вхождению в уставный капитал нашего регоператора. Это необходимо по многим причинам. Услуга по вывозу мусора, хоть и является социальной, но это бизнес в чистом виде. Бизнес-процессы отличаются от государственного управления. Предприятием должен владеть инвестор, а не госкомпания. Инвестиции должны идти в развитие. На предприятии должна формироваться собственная материально-техническая база, должно повышаться качество услуги, должна применяться система менеджмента качества и корпоративные принципы управления. Деятельность регоператора – это «длинные» деньги и гарантированный доход. Мы уверены, что найдем социально ответственного инвестора, хотя стартовые условия для инвестирования далеки от идеальных. Население и предприниматели должны региональному оператору 473 млн руб. за уже оказанные услуги. Около 70 млн рублей ООО «Автоспецтранс» должен своим подрядчикам.
Баланс интересов будет соблюден за счет ограничений в государственном тарифном регулировании и жесткого контроля со стороны ГКУ РК «Карелприрода».
Несмотря на низкий уровень собираемости и платежную дисциплину потребителей, есть и положительные итоги: региональный оператор заплатил 240 млн рублей налогов, приобрел 752 контейнера, включил в график вывоза мусора 32 территории, где эта услуга никогда не оказывалась.
- Какие технические средства используются в работе учреждения?
В полномочиях субъекта есть осуществление регионального государственного экологического надзора. Этим занимаются инспекторы Минприроды вместе с сотрудниками отдела Карелприроды по сопровождению надзорной деятельности. Сотрудников этого отдела в офисе нет. Они постоянно «в полях», объезжают свалки, фиксируют в том числе и несанкционированные, встречаются с главами местного самоуправления по вопросам их ликвидации. Именно для этих целей были приобретены два автомобиля. Они оказались очень востребованы. Большая помощь инспекторам заключается в том, что сотрудники обследуют территорию, определяют координаты и принадлежность земельного участка, где выявлены нарушения природоохранного законодательства, составляют акты и делают фотофиксацию, после чего уже начинается административное производство.
Для вновь созданного учреждения купили не только автомобили, но и квадрокоптер. Идею была подсмотрена в Подмосковье и уже протестировали в Олонецком районе. Сейчас анализируем первый опыт, затем будем объезжать и обследовать таким образом все свалки.
В Карелприроде приобрели 10 современных фотоловушек. Их установили в местах традиционных несанкционированных свалок, а также будут их использовать на тех контейнерных площадках, где постоянно фиксируются сбросы отходов производства, не относящихся к ТКО, например, строительный мусор и автопокрышки. Теперь все сведения о нарушениях передаются в режиме реального времени, и уже есть первые результаты.
- Как идет работа по заключению договоров на вывоз мусора?
Большой блок работы – это выявление тех, кто не заключил договор с региональным оператором, и понуждение к этому. Из 15 тысяч юридических лиц республики договоры есть только у 7 тысяч. С остальными ведется работа по предоставлению документов. Сначала мы разъясняем и предупреждаем. Следующий шаг – это предостережение с указанием меры ответственности. Если и предостережение игнорируется, то далее выписывается штраф. Сто семьдесят тысяч рублей в виде штрафов уже удалось взыскать. Решаем вопросы с СНТ и ДНТ, ведь многие свалки в лесах, как правило, недалеко от них. Уже отправлено 304 предостережения и через суд будем понуждать заключать договоры и строить площадки для вывоза мусора. Здесь еще очень много работы, надо разговаривать с людьми и разъяснять им их обязанности.
- Как обстоит ситуация с контейнерными площадками и свалками?
Теперь на территории республики можно строить только закрытые площадки для сбора мусора. В Карелии сейчас не хватает 2949 площадок и 10436 контейнеров. Для обустройства площадок и на покупку контейнеров необходимо 484 млн рублей. Это немалые деньги. Поэтому мы готовим бюджетную заявку на софинансирование этих затрат совместно с органами местного самоуправления. В районах есть также проблема исторических свалок, на ликвидацию которых нет денег. Мы стараемся помочь. Например, в рамках федерального проекта «Чистая страна» можно получить средства на ликвидацию свалок в границах городов. В Карелии две таких свалки: в Пудоже и Беломорске. Мы уже подали заявки, идет проектирование рекультивации свалки в Пудоже, а в следующем году в Беломорске. При этом у нас 51 свалка за пределами поселений, поэтому мы выходим с предложением программу «Чистая страна» расширить и за пределы городов.
- Могут ли граждане повлиять на принятие решений в вопросах обращения с ТКО?
Несомненно, могут. Разрешение строить объект, связанный с ТКО, может быть получено только после публичного обсуждения. Это важный момент. Например, в Сегеже при утверждении территориальной схемы после публичных слушаний от строительства такого объекта республика отказалась, так как население там высказалось категорически против. В Прионежье удалось доказать, что новый объект, экотехнопарк, будет намного лучше, чем нынешняя опасная свалка, и население с этим согласилось. Отказались от предложения публичной правовой компании «Российский экологический оператор» при согласовании федеральной схемы от установок для сжигания мусора в Лоухах и Пудоже, потому что на публичных слушаниях глава республики пообещал местному населению, что технология мусоросжигания на территории республики применяться не будет. Так что нельзя говорить, что люди у нас ничего не решают. В нашей сфере точно есть такие примеры.
- Что в планах на 2021 год?
Прежде всего, работа по реализации концессионного соглашения и докапитализация регионального оператора. Это в приоритете. Другое важное направление – внесение изменений в территориальную схему. Конечно, продолжим вносить свои предложения в совершенствование законодательства в области обращения с ТКО.
Будем работать над корректировкой региональной программы по обращению с отходами, разработаем ее собственными силами и сэкономим значительный объем бюджетных средств. Постараемся автоматизировать бизнес-процессы регионального оператора.