В последнее время часто на самом высоком уровне руководства нашей республики говориться о необходимости привлечения инвестиций в Карелию и улучшения бизнес климата в регионе. С этим, наверное, спорить никто не будет. Однако, помнится еще совсем недавно предыдущий губернатор Андрей Нелидов декларировал тоже самое и раздавал свои гарантии стабильности потенциальным инвесторам. Получилось не все… Власть сменилась и пришли новые люди, с новыми взглядами на жизнь и с новыми планами. Насколько изменилась ситуация? Насколько сегодняшняя власть способна создавать благоприятные условия для развития бизнеса в Карелии? Способна ли эта власть защищать позиции и интересы работающих в в непростых экономических условиях?
В Карелии, к сожалению, не так много эффективно работающих отраслей. На этом фоне хочу выделить горную промышленность, так как без строительного щебня не могут строиться или реконструироваться объекты транспорта, промышленности и градостроительства. Территории Республики Карелия и Ленинградской области расположены в зоне Балтийского кристаллического щита, и они являются основным минерально-сырьевым регионами в части производства высокопрочных природных строительных материалов.
И все бы ничего, но приказом министерства транспорта Российской Федерации с 6 апреля 2014 года изменился порядок определения кратчайших расстояний перевозок грузов, что привело к существенному увеличению тарифного расстояния железнодорожных перевозок и соответствующему росту транспортных затрат. Удорожание стоимости перевозки щебня железнодорожным транспортом из Карелии в Центральный федеральный округ составило в зависимости от логистики перевозки от 70 до 130%. Произошла потеря конкурентоспособности карельских производителей на данном рынке, что в свою очередь создало реальную угрозу приостановки их производственной деятельности из-за убыточности, а также угрозы банкротства. По экспертной оценке участников рынка в ближайшее время произойдет потеря доли рынка сбыта для Карелии в объеме более 30%. Карельский щебень будет замещен продукцией из других регионов — Украины, Белоруссии и Воронежской области.
При этом, производители щебня СЗФО не имеют возможности оперативно переориентировать поставки щебня на другие рынки сбыта или виды транспорта. В сложившихся условиях ряд производителей щебня Северо-Западного федерального округа, в том числе Республики Карелия, приняли решение о приостановке его производства и отгрузки. Это решение также затронуло обеспечение нерудными материалами строительство федеральной трассы Москва – Санкт-Петербург и других объектов.
Особо хочется отметить, что ни производители щебня, ни руководители Октябрьской железной дороги, ни карельские чиновники не были осведомлены о таком решении министерства транспорта РФ. Полтора месяца протекал процесс переписки и согласований, который ничего не изменил. Все это время производители и поставщики Карельского щебня находились в подвешенном состоянии и не имели возможность сформировать конечную стоимость продукции и осуществлять поставки. Рынок замер.
18 июня у главы Республики Карелия проводилось совещание о ситуации в горнопромышленном комплексе, где было предложено позаниматься оптимизацией технологии перевозок щебня (как будто этим никто не занимается?!). Затем, 26 июня прошло совещание по вопросу о перевозках щебня из Республики Карелия у заместителя министра транспорта Российской Федерации, однако, приказ так и не отменен и продолжает действовать. Получается процесс бурный, а результата нет!
Становится страшно стыдно и противно… Потому, что в таких условиях страшно заниматься бизнесом, привлекая и вкладывая денежные ресурсы не имея возможности реально оценить риски. Страшно, не имея понимания будущего, брать на себя социальную ответственность перед людьми, которые пришли на производство с целью заработка и обеспечения своих семей. Страшно брать обязательства перед заказчиками или партнерами и не иметь возможности их выполнить, потому, что так вдруг сложилась ситуация.
Стыдно за то, что у наших министерств отсутствует должное отношение и внимание к отрасли, на которой еще держится экономика республики. Стыдно за наших чиновников, не способных защитить интересы и Карелии, и работающих в этом регионе людей. Стыдно за нас самих, потому, что привыкли на кого то надеяться и не создали свою эффективную систему защиты интересов бизнеса в реально непростых условиях работы и ведения бизнеса.
Противно, потому что власть говорит одно, а на самом же деле происходит совсем другое. Разве это нормально, когда в условиях стагнации экономики и слабых товарных рынков производители щебня при инфляции, росте цен на ГСМ и электроэнергию сдерживают отпускную цену на свою продукцию, собственники подвижного состава снижают стоимость за предоставление вагонов, а в это время ОАО «РЖД» находит для себя решения, позволяющие повышать стоимость перевозок грузов? Разве нормально, когда принимаются решения без участия субъекта РФ, без оценки регулирующего воздействия, когда целый регион ставят в неравные условия функционирования хозяйствующих субъектов и ограничивают конкуренцию на рынке, а местная власть при этом ничего сделать не может…. Стыдно! Все-таки не хватает авторитета, масштаба и ответственности.
Возникает вопрос – что делать? Теряя время и надежду, что кто-то может помочь, остается рассчитывать только на самих себя и вновь приспосабливаться к новым условиям, а там, как сложится… Смогут или не смогут? Тяжело или не очень? Кому отвечать и перед кем?
А то, что власть должна способствовать решению проблем бизнеса, а бизнес – прислушиваться к позиции власти, так это не про нас.
Андрей Громовой, генеральный директор ООО «Промнерудтранс»