Железнодорожные тарифы увеличились до 70 процентов
Предприятия горнопромышленного комплекса Карелии могут не дожить до нового года, - этот неутешительный прогноз сделал министр экономического развития РК Валентин Чмиль на встрече с уполномоченным при президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, которая состоялась 18 июня в Петрозаводске.
Как объяснил карельский министр, о нововведении российского Минтранса, поставившего на грань выживания горнопромышленные предприятия республики, стало известно уже после его вступления в силу. В конце января 2014 года Минтранс издал приказ, принципиально меняющий тарифную политику Октябрьской железной дороги. Если до 1 июня 2014 года тарифы на грузовые перевозки для ОЖД рассчитывались, исходя из кратчайшего пути между станциями, то сейчас железная дорога берет с грузоотправителей плату, исходя из фактически пройденного пути.
В результате, железнодорожные тарифы, отметил министр, выросли до 70%. «На сегодняшний момент треть предприятий Карелии горного кластера приостановила отгрузку. Если этот вопрос не будет решен в ускоренном порядке, то до октября предприятия просуществуют на тех запасах, которые сегодня существуют по финансовым ресурсам. К новому году все предприятия остановятся и будут банкротами», - сказал Валентин Чмиль. Без работы, по его подсчетам, может остаться 8 тысяч человек.
В этом случае, предупреждает министр, пострадает и железная дорога, которая лишится части грузоперевозок. Обращения к президенту РЖД Владимиру Якунину ничего не дали. По словам карельского министра, руководство железной дороги сообщило, что «и так работает на пределе рентабельности». Искать варианты удешевления перевозок в РЖД предложили за счет снижения аренды вагонов.
По мнению Валентина Чмиля, истинные причины возникновения приказа Минтранса кроются в неразумной политике самой железной дороги. После запуска скоростных пассажирских поездов проходимость на основном пути резко сократилась. Новых железных дорог так и не было построено. В результате, пострадали грузоотправители, которых теперь пускают в обход по объездным путям.
Доходит до того, что путь от отправителя груза до получателя увеличивается вдвое. В этих условиях руководство железной дороги пытается еще и взять дополнительные деньги с клиентов за, так сказать, доставленные неудобства. Валентин Чмиль резюмировал, что в результате дешевле привезти щебень в Москву с Урала, чем из Карелии.
О несправедливости новой тарифной политики говорил директор горнодобывающего предприятия «Карелприродресурс» Игорь Ефремов. По его словам, щебень в Санкт-Петербург приходится возить через Бологое. Если раньше довести груз из Карелии до Твери можно было за 466 рублей за тонну, то с 1 июня – за 771 рубль. Ефремов сказал, что из-за изменения тарифов украинский щебень стал дешевле карельского на 110 рублей за тонну. «Нам пришлось остановить два карьера. Склады затарены полностью», - подытожил директор «Карелприродресурса».
Борис Титов пообещал поднять эту проблему на встрече с руководством железной дороги, которая запланирована на конец июня.