02 сентября 2011, 13:39

В школах города вводят еще один урок физкультуры

Кажется, можно похлопать в ладоши: 45 минут активности сделают наших детей крепче и здоровее. Но учителя Петрозаводска в панике. В преддверии нового учебного года корреспондент газеты "П" встретилась с городскими физруками и поинтересовалась, чег

Введение третьего урока физкультуры, по мнению педагогов,  проблематично из-за того, что дети  по тем или иным причинам не желают их посещать.  С одной стороны, внести в расписание можно хоть пять уроков, но  если спортивные базы наших школ  на уровне каменного века, то какой в этом толк?

 — Современных спортивных залов  в школах не хватает, спортивные площадки возле учебных заведений разрушены, инвентаря явно недостаточно. Об элементарной гигиене вообще  говорить не приходится: после урока  физкультуры не то что душ принять,  умыться нет возможности. Хорошо,  что у нас в лицее расписание такое,  что после физкультуры дети идут домой, — комментирует ситуацию мастер спорта, преподаватель Державинского лицея Нина КОЛОСКОВА. 

С другой стороны, здоровых детей, кто способен выдержать даже  обыкновенные нагрузки урока, а  тем более сдать нормативы, в классах остались единицы.

 — Сегодня невозможно провести урок по единому плану для всего класса, так как больше половины детей в школе по уровню здоровья ограничены в возможностях выполнять те или иные нормативы или  упражнения. Чуть ли не у каждого ребенка есть противопоказания,  одному бегать нельзя, другому прыгать, третьему на улице нежелательно и так далее, — говорит учитель  гимназии № 17 Петрозаводска Татьяна БОГДАНОВА. — Кроме того,  с каждым годом увеличивается количество справок об освобождении  от физических нагрузок, которые  нам несут дети. Создается впечатление, что родители сами не хотят, чтобы их ребенок занимался, и упорно  ищут для этого подходящий диагноз. 

Конечно, проблему оснащения  спортивных залов и пришкольных  площадок так быстро не решить.  Этим вопросом должна срочно заняться городская власть. В противном случае все благие начинания  Министерства образования России в сфере здоровья нации так и  останутся нереализованными. Начальник управления физкультуры и  спорта администрации Петрозаводска Василий ФИЛИН полностью согласен с мнением педагогов о том,  что для третьего урока в школах города нет надлежащих условий. 

— Сложности в проведении еще  одного урока физкультуры в городе есть, — признает он. — И в  ряде школ, например, в 13-й, 39-й,  33-й, они неплохо решаются. Школа  № 14, расположенная у Дома бокса, тоже может найти выход для  проведения там занятий с ребятами. Будет разумно поговорить  с тренерами спортивных школ, и  уверен, что они пойдут навстречу  школьным педагогам. Третий урок  уже введен в расписание, и надо  сделать все возможное, чтобы ребята проявили к нему интерес. 

Хочется верить, что городская  власть не бросит педагогов самого здорового урока в столь трудную  минуту и воодушевит часть предпринимателей, имеющих в городе  спортивные объекты, на взаимопонимание со школами. А те поделятся, к примеру, игровыми и тренажерными залами. Но вот проблему «липовых» болезней должны решить сами родители. 

Урок родителям 

В связи с этим хочется вспомнить  великого Суворова, который родился совсем хиленьким мальчиком,  но стал делать зарядку, закаляться  и вырос в великого полководца. А  если для родителей этот пример не  столь убедителен, приведу другой,  более приближенный к нам. 

Нашу республику славит в большом спорте знаменитый на весь  мир гимнаст Александр Баландин.  Но мало кто знает, что братья Баландины (оба мастера спорта по  спортивной гимнастике) родились  очень слабенькими. Про Сашу,  вспоминает мама, вообще сказали,  что не жилец. «Откачивали» нынешнего члена сборной команды  России в Республиканской больнице. Мальчики росли очень болезненными, но мама и папа не хотели верить в печальные прогнозы  медиков. Они приняли смелое решение и попробовали оздоровить  детей физкультурой. Начали заниматься с ними в 10 месяцев. И так  старательно, что вскоре перестали  бесконечно бегать с сыновьями в  поликлинику. А в 6 лет отдали их в  спортивную школу. 

Спору нет, есть такие заболевания, когда всякая физкультура противопоказана. Доктор такому ребенку сразу же выписывает освобождение. Но как раз таких детей,  с очень большими отклонениями в здоровье, в школах немного.  Они от уроков освобождаются вообще, занимаются чем-то другим  или пишут рефераты на физкультурную тему. Гораздо больше тех,  кому разрешена физкультура, но с  ограничениями. И многие родители, «желая своему ребенку добра»,  с удовольствием воспринимают такое решение врача. Им кажется,  что их дочурка слабенькая, сыночек хиленький и на уроке им будет  очень плохо. Или ребенок стесняется ходить на урок из-за лишнего  веса. Но ведь что тогда получается:  родители только закрепляют за чадом комплекс: я не такой, как все.

 — У меня был такой случай, когда полноватому мальчику, который  не проявлял желания заниматься на  уроках, я посоветовала как можно  больше двигаться, не лениться. А он  пожаловался маме, и она прибежала  к директору, возмущаясь, что я его  обидела. Так я же не при всех сказала, а попробовала поговорить с учеником один на один, ведь как он похудеет, если не хочет двигаться. А я  бы вместо обид купила сыну красивую спортивную форму и отправила  на физкультуру, да еще и в спортивную секцию записала, — рассказывает учитель Татьяна Богданова. 

Инициатива полезна 

Впрочем, и детям не стоит забывать о том, что о здоровье должны думать не только взрослые. Небольшие нагрузки еще никому не  нанесли вреда. Вот интересная  история, которую нам рассказала  преподаватель Нина Колоскова: 

— У меня был ученик, «золотой»  медалист (он уже университет закончил), так у него была справка  об освобождении от урока, но что  интересно, Миша всегда приходил  на него. Я, заметив его желание заниматься, посоветовала ему не сидеть и не ждать ребят, а тоже подвигаться. Миша приходил в спортивной форме и спокойным шагом ходил кругами по стадиону,  делал легкие упражнения практически без остановки, но по самочувствию. А потом как-то рассказал мне: «Нина Ивановна, я прихожу домой, а у меня такой аппетит  разыгрывается, я потом, как мертвый, сплю часа два, так мама удивляется, что со мной происходит. И  больше стал успевать». Так могла  ли я не поставить такому ученику  «пять» по физкультуре? Да и не в  оценке ведь дело. Меня порадовало, что молодой человек сам прочувствовал эффект от движения на  свежем воздухе. 

Вместо послесловия 

О пользе физических упражнений знает каждый из нас. Знают  и врачи, но попасть к доктору, понимающему пользу физкультуры,  практически невозможно. Они в  случае любых недомоганий все  равно посоветуют лучше воздержаться. Родители тоже боятся физкультуры. И в чем-то и они правы.  Кстати, знаменитость фигурного катания Ирина Роднина лет десять назад была в Петрозаводске и  в 1-й спортивной школе рассказывала, что постоянно в детстве болела ангиной. И когда врачи не смогли помочь девочке, родители привели ее на каток. Болезнь отступила, а страна получила трехкратную  олимпийскую чемпионку. 



Официально 


— Третий урок физкультуры входит в школьное расписание всех обще-  образовательных классов республики, сделано это будет за счет увеличения максимального количества учебных часов без ущерба другим школьным дисциплинам,— говорит главный специалист Министерства образования Карелии Наталья ВАСИЛЬЕВА. — Приказ об этом вышел еще 30  августа 2010 года. Мы к этому готовились, и ряд школ Петрозаводска уже  перешли на три урока физкультуры в неделю. В этом году за счет проекта  модернизации общего образования в республику поступило 111 млн рублей и часть средств будет направлена на закупку спортивного оборудования наших школ. Проведение третьего урока будет решено путем пере-  распределения нагрузки учителей и прихода молодых педагогов. Я убеждена, что максимальная польза от урока движения будет только при условии тесного контакта учителя, врача и родителей наших школьников.   

Сказано 

Тренер ДЮСШ № 4 Владимир ИДИЯТОВ:

 — Здоровье детей сегодня очень проблемное. У нас в школе Соломенного 75 процентов ребят страдают теми  или иными заболеваниями. Но убежден, что физкультура им просто необходима, поэтому предложил директору школы свою помощь в организации третьего урока. Ребята могут ходить на часовое занятие ко мне в зал и  заниматься волейболом. Пусть это время они проведут не за компьютером, а в движении.