29 июля 2011, 10:59

Унесенные ветром

В Петрозаводске проходит Онежская регата 2011. О том как поймать ветер в паруса узнала корреспондент "ТВР-Панорамы", принявшая участие в первой гонке крейсерских яхт.

Долгожданная 40-ая «Онежская регата» впервые проводимая совместно с Банковским кубком стартовала в минувшую субботу. До конца июля в рамках соревнований будут испытывать свои яхты на прочность 60  команд. Корреспондент газеты "ТВР-Панорама" увидела регату изнутри, приняв участие в первой гонке крейсерского флота в составе команды яхты "Авангард" из города Кондопога.

Чай на дорожку
- Ты чай будешь? А то потом времени не будет, - на кондопожской яхте "Авангард" заканчиваются последние приготовления перед выходом в озеро, и капитан Михаил Феклистов предлагает мне кружку дымящегося напитка. О чае я думать не могу. Я первый раз в жизни на борту яхты, первый раз в жизни буду идти под парусом, первый раз в жизни буду участвовать в регате, и плюс ко всему этому я не умею плавать.
 - Спасибо,- слышу я свой голос со стороны. И вижу как мои руки берут чашку.
 - Зачем, - думаю я, - вдруг у меня морская болезнь? Но уже поздно. Делая большие глотки, я осматриваюсь на судне. Оно небольшое, хотя с берега кажется больше, всего метров 8 в длину и 2,5 в ширину. Выкрашено в красно-белые тона. Мачта, кажется, подпирает небо, паруса свернуты. Я устраиваюсь подальше, чтобы не мешать. На яхте царит деловая обстановка. Кто-то завтракает, кто-то сматывает веревки. Молодой человек в кепке выносит матрацы, из находящихся под палубой помещений, оптимистично называемых "гробы".
- Матрацы выносят, чтобы судно стало легче. Меньше вес судна, больше его скорость,- поясняет капитан.
Мне протягивают спасательный жилет. Я с благодарностью его принимаю и вспоминаю старый анекдот: А зачем на спасательном жилете свисток? Чтобы отпугивать акул.
Соседние яхты друг за другом начинают уходить от причала. Вот прошли "Ласточка", "Экватор", "Колдунья", "Восток". У наших соседей с яхты "Кондопога" обнаруживаются проблемы и гонка для них заканчивается, не начавшись. Стоянка кораблей стремительно пустеет. На нашем борту приготовления подошли к концу. Якорь поднят. Загадочные швартовые отданы.
Ласково урча двигателем, яхта "Авангард" отправляется прочь от пристани.
Через несколько минут звук мотора стихает, мгновение яхта покачивается на волнах и неожиданно рвется вперед - это мощный порыв ветра раздул паруса.


 


За широкой спиной капитана
Пока мы подходим к стартовой линии, капитан распределяет обязанности, а я знакомлюсь с командой. Старший помощник капитана Владимир Пирожников. Раньше работал водителем, сейчас открыл свое дело. С первой минуты видно - балагур и весельчак. Но его несерьезность напускная. Участвует в соревнованиях уже давно. Движения без суеты экономны и расчетливы. Опыт чувствуется даже в мелочах: кепка на голове шнурком закреплена на шее, чтобы ветром не сдуло. Павел Петровский флегматичен и молчалив, на суше занимается электроникой. Анна Вольфович - менеджер. Девушка немногословна, но от ее улыбки на душе светлеет. Михаил, как и положено капитану, авторитетен и строг, но за темными стеклами солнцезащитных очков — совсем не строгие глаза.
У каждого из экипажа — свои обязанности. Михаил - рулевой. От его решений зависит как и в каком направлении яхта будет двигаться. Остальные должны точно и быстро выполнять его команды: разворачивать паруса, менять галсы, т.е. направления движения судна относительно ветра, пересаживаться.
Все занимают свои места. Аня в носовой части следит за боковым парусом - стакселем,  Павел регулирует движение грота - главного паруса, именно ему чаще всего будет отдаваться команда: трави! Владимир - в ответе за разворачивание парусов и их фиксацию. Самое опасное место на баке - носу яхты, и возле гика - балки, соединенной с нижней частью мачты и перемещающей грот с одной стороны на другую. Я занимаю место на корме, за широкой спиной капитана.
Прямо по курсу - яхты прибывшие раньше нас. Они ловко маневрируют, проносясь в метре друг от друга. Самая игривая яхта "Шалун" весело таранит других, оправдывая свое название. Судейское судно в самой гуще похоже на достопочтенную матрону, наблюдающую за игрой детей.
В соревнованиях принимают участие яхты сразу несколько классов. Здесь и стремительные "драконы", и "четвертьтонники" и "опены". Для каждого класса свой старт.

Правила простые
За пять минут до старта на судейском судне подают сигнал и команды сверяют время. Затем, когда на судейском убирают флаг - гонка начинается. По дистанции нужно пройти 10 морских миль, т.е. примерно 18 километров, при этом, огибая специальные знаки. В этой гонке такой знак один. Когда яхта приходит на финиш, считают ее, так называемое, истинное время. Т.е. реальное время, за которое она прошла дистанцию. Затем это время пересчитывается с учетом гандикапа, того гоночного балла, которой присваивается каждой яхте до старта в зависимости от ее класса.
В нашем классе выяснять, кто сильнейший, будут 12 команд.
Флаг убран, время пошло.

Только без паники!
- Поворот, перешли на левый борт!
- Трави, Володя, трави!
- Да, что же ты делаешь, отпускай!
Яхта "Авангард" с креном в 45 градусов по левому борту рассекает волны Онежского озера. Мои ноги скользят по палубе, руки судорожно вцепились в борт. Мне кажется, что судно вот-вот сделает кульбит и перевернется к верху брюхом. Но оно каким-то чудом держится. В это время Михаил просит Володю позвонить домой и спросить могут ли за ними приехать к часам к двум. Я думаю, что наш капитан очень смелый человек, потому что в таком положении он может говорить о возвращении домой.
Мое сердце уходит в пятки, когда практически невесомая яхта делает поворот (это мы прошли знак). Сидя на другой стороне, я замечаю как стремительно приближается вода снизу и надвигается палуба сверху.
- Поменять галс и перейти! - кричит Михаил. Гик со скрипом проезжает над головами и команда, синхронно пригнувшись, переходит на другой борт. Пересаживаться нужно, чтобы создать противовес крену судна.
Ветром нашу яхту, как и другие относит в сторону от финиша и судейского судна, мимо которого нужно пройти, чтобы отметиться. Вдруг озеро словно расцвело яркими красками, это корабли раскрутили генакеры. Среди всего гардероба парусов этот самый большой и красивый. Наш генакер - цветов российского флага. Я представляю какой изумительный вид открывается с берега.
Вот долгожданный свисток. Дистанция пройдена.
Михаил улыбается и снимает темные очки.
- Поздравляю. Первая гонка закончилась.



На обратном пути к причалу яхта взлетала на волнах вверх и вниз, шла креном так, что казалось, паруса лежат на воде.
- Вечером вторая гонка. Нужно продукты купить. Давайте список составим, - напоминает Владимир.
- Кто-нибудь видел "Глобус"? Мы где-то в серединке были, а как они прошли?,- беспокоится о конкурентах Михаил.
Аня довольно жмурится навстречу солнцу. Павел молчит.
А я думаю о том, что счастлива. Счастлива от того, что узнала силу ветра и красоту волн,  увидела мужество людей, умеющих управлять стихией.



Рекомендую для других новичков.
1. Самое безопасное место на корме за спиной капитана.
2. Когда капитан кричит "поворот", нужно перейти с одного борта на другой.
3. Если у яхты слишком большой крен, то сидя на противоположном борту, нужно свесить ноги за борт.
4. При повороте гика, нужно беречь голову.
5. Не паниковать, даже если ноги скользят вниз, из-за того что яхта стоит боком. У капитана все под контролем.

Виктор Потапов, заслуженный мастер парусного спорта,
Трехкратный участник Олимпийских игр, бронзовый призер игр 1972 года, двукратный чемпион мира, десятикратный чемпион СССР.
- Онежское озеро - изумительное место для проведения регаты. У него свой характер, свои особенности. Говорят, что на море интереснее - ничего подобного. Здесь открываются удивительно-прекрасные виды. Панорама города не смотрится без яхт.
Первый раз я был на Онеге лет 25 назад. Тогда регата в Карелии была очень популярной. Вся Москва грузилась на баржи и ехала в Петрозаводск. Все, кто приезжал в столицу Карелии, уезжали в полном восторге.
Парусный спорт многое дает для развития личности. Он учит бороться с собой, преодолевать себя, терпеть, когда кажется, что сил уже нет и находить скрытые резервы.


 

Обсудить
44565