05 апреля 2011, 16:42

Сила судьбы

Обладателем театральной премии «Онежская маска» в номинации «За преданность театру» стал Валентин Рябухин.

 Обладателем высшей республиканской театральной премии «Онежская маска» в номинации «За преданность театру» стал педагог-репетитор балета Музыкального театра, заслуженный работник культуры Карелии Валентин Михайлович Рябухин. Шестьдесят восемь лет своей жизни он прослужил в театре, сорок пять из них – в Музыкальном театре Карелии.

 Вместо вступления 
Трудовая книжка Валентина Михайловича могла бы стать желанным экспонатом в любом музее – выдана в 1949 году, пожелтевшая, но прекрасно сохранившаяся. А главное, она до сих пор действительна. В документе указано всего три места работы: театры оперы и балета в Алма-Ате и Ташкенте, Музыкальный театр Карелии. Меняется лишь должность: начинал свою театральную карьеру Валентин Рябухин в четырнадцать лет как солист балета, позже стал педагогом-репетитором и балетмейстером.


Эпизод 1. Встреча с Улановой

В детстве Валя Рябухин о славе артиста не мечтал, но танцевать любил. В военные годы он с семьей оказался в эвакуации в Алма-Ате. Иногда приходилось участвовать в спектаклях театра оперы и балета. Однажды он вышел на сцену с самой Галиной Улановой. Знаменитая балерина и ее партнер по Кировскому театру Константин Сергеев тоже были эвакуированы в Казахстан. Галина Сергеевна сразу обратила внимание на пластичность и хорошее телосложение юного пажа, который преподнес ей ожерелье на бархатной подушечке, и почти за руку отвела в местное хореографическое училище. До отъезда в Ленинград в 1945 году она постоянно присматривала за тем, как профессионально растет ее «крестник». А Валя Рябухин к тому времени, параллельно с продолжением обучения, уже исполнял почти все главные мужские партии в балетах Государственного театра оперы и балета Казахской ССР. Шла война. Мужчин-артистов было очень мало.


 Они встретились вновь в конце пятидесятых в Москве. Валентин Рябухин участвовал в конкурсе артистов балета, Галина Уланова была членом жюри. Вспомнили Алма-Ату, поговорили о жизни. Валентин Михайлович и не рассчитывал, что покровительство великой балерины принесет ему какие-либо дивиденды. Тогда взгляды участников конкурса и судейской коллегии были прикованы к выпускнику училища имени Вагановой Рудольфу Нуриеву. Нуриев танцевал вариацию из «Корсара» и покорил всех невероятно отточенной техникой. Разве мог знать Валентин Рябухин, что молодой парень, с которым в дни конкурса они делили одну гримерку, скоро станет «звездой» мирового балета?

Эпизод 2. Судьбой управляет стихия

В Петрозаводск Валентин Михайлович Рябухин попал ровно сорок пять лет назад – в марте 1966 года. Стый знакомый по ташкентскому театру, друг семьи балетмейстер Игорь Смирнов пригласил его помочь в постановке оперетты «Черный дракон». Первое впечатление от северного города – снег и жуткий холод. «Никогда больше сюда не приеду», – решил для себя Рябухин после премьеры спектакля и поспешил в любимый Ташкент. Но вместо цветущего и благоухающего весной города он увидел жуткие развалины, оставленные землетрясением. Его дом тоже оказался разрушен. Приглашение на постоянную работу в Петрозаводск и обещание новой квартиры стали крепкой рукой, протянутой ему друзьями в трудный час. Отказываться было бессмысленно. Здесь, на Севере, показавшемся ему сначала неуютным и неприветливым, ждали гостеприимные коллеги и интересная работа.


Эпизод 3. Вся жизнь – урок

Каждое утро Валентина Михайловича начинается с урока хореографии в балетном классе. И так на протяжении сорока пяти лет. Перед тем как приступить к репетициям, танцовщикам необходимо разогреть и растянуть мышцы, правильно поставить руки, ноги и корпус, вспомнить основные комбинации. Все это происходит при участии и под контролем педагога-репетитора. К артистам он обращается не иначе как «дети мои», хотя многие по возрасту годятся во внуки. А они его за глаза ласково называют «Михалычем». Валентин Рябухин воспитал не одно поколение танцовщиков, но на утвердившийся в кино образ жесткого балетного педагога-диктатора он не похож совершенно. 
 «Уланова была очень мягким человеком в общении, – вспоминает Валентин Михайлович. – И педагоги хореографического училища в Алма-Ате, у которых мне довелось учиться, никогда не повышали голос. Это были старые интеллигенты, сохранившие этику дореволюционной России. С тех пор я не воспринимаю грубость. Очень часто от людей многого можно добиться улыбкой, а не криком». 


 Те «старые интеллигенты» посвятили Валентина Михайловича и в секреты балетного мастерства, обучили технике танца, принятой еще в Императорских театрах. Всем этим богатством педагог-репетитор щедро, изо дня в день, делится со своими воспитанниками. «Звезды» столичных театров, приезжающие в Петрозаводск на гастроли, тоже день своего выступления начинают в балетном классе Рябухина. И все как один утверждают, что его уроки уникальны. Такой методики нет уже ни в Москве, ни в Петербурге. Пытались Михалыча переманить в столицы, но безуспешно. Коллектив, говорит, здесь нравится. Хотя на его веку балетная труппа обновлялась неоднократно, у Валентина Михайловича никогда ни с кем не случилось ни одного конфликта.
Эпизод 4. Работа «за конфетку»

Чего стоят конфеты в его карманах, которыми он постоянно угощает артистов! Об этом в театре уже легенды ходят. Не любимчиков – на уроке все равны, только одни более трудолюбивы и старательны в этот день, чем другие. Но особенно опытного педагога поразили три японские балерины, которые приходят в пустой и еще холодный класс намного раньше своих коллег, начинают готовиться самостоятельно и могут работать до изнеможения. А с виду – такие хрупкие. 
«Кирилл умеет набрать хорошую труппу, – говорит о художественном руководителе балета Кирилле Симонове Валентин Рябухин. – Лентяев среди наших ребят нет. Все добросовестные».
 Иногда подарки неожиданно получают и сотрудники театра. Для близких и друзей – особая привилегия– приглашение на фирменный узбекский плов. При переезде из Ташкента Рябухин захватил с собой настоящий казан и пиалы – таких в Карелии днем с огнем не сыщешь. Удалось отведать плова известному композитору Гельмеру Синисало, первому директору Музыкального театра Сергею Звездину и многим другим людям. «Изредка такая пища не повредит даже балетным, – говорит Валентин Михайлович. – Она дает силы».
Эпизод 5. Театральная семья

Со своей супругой – Нонной Тихоновной – Валентин Михайлович тоже познакомился в Музыкальном театре. Сейчас она работает в Театре кукол. Правнуку Мише приходится постоянно выбирать, к кому приходить в гости на спектакли: к прабабушке или прадедушке. Пока, в силу возраста, конечно же, побеждают куклы. Определением судьбы мальчика родные пока не занимаются. Выберет ли он театр и продолжит династию Рябухиных или предпочтет что-либо другое – покажет время. В любом случае, театр останется для него ярким воспоминанием детства.

 Продолжение следует…
 Татьяна Чаплыгина