27 апреля 2016, 09:56

Что скрывается за заманчивыми предложениями о работе

Внештатный корреспондент портала "Петрозаводск говорит" две недели пыталась понять, что же это за работа.

На глаза попалось  объявление, прикрепленное на двери:  «Работа с людьми и документами. Карьерный рост. Хороший доход. Гибкий график»,   — как раз то, что нужно мне и моему тощему студенческому кошельку.

Набралась  смелости и позвонила. Женщина, перезвонившая мне, пригласила на собеседование в офис, предупредив, что при входе следует назвать фамилию человека, к которому я пришла.
Так я пустилась в  путешествие за нетрудной работой с большими заработками и  перспективой роста.

Вниз по лестнице, ведущей вверх
Немного насторожило, что хорошие доходы  предлагала фирма, офис которой  расположился  в подвальчике обычного жилого дома. Но вывеска  «Информцентр» у двери подтвердила, что я пришла по адресу.


«Стремись к большему - шагни за горизонты мечты», — призвал меня плакат   в учебном классе.

Тут же на стенах увидела три  фотографии: неизвестный мне китаец, Путин и какая-то женщина. Это пока мало объясняло, какую работу мне могут здесь предложить.  

Я заполнила анкету, где по желанию надо было указать  ФИО, образование, адрес, опыт работы, семейное положение, желаемый доход, а также написать сильные стороны и на какую должность устраиваюсь. Через некоторое время меня вызвали на собеседование.

Оно длилось не больше 10 минут. Та самая женщина расспросила меня по всем пунктам анкеты и сказала, что ей было приятно со мной пообщаться и что моя кандидатура ей понравилась. Теперь мне предстояло  прийти на обучение — прослушать  пять лекций, одну дополнительную (по желанию) и посетить  выставки (на которые тоже можно прийти по желанию и с друзьями-родственниками).

Не верьте никому...
Перед  первой вводной  лекцией мне   выдали пропуск ученика (я должна была принести 2 фотографии и бейджик. Забавно, что в крайнем случае я могла приобрести его в офисе всего за 10 рублей). Потом дали любопытное наставление:

Давайте мы с вами договоримся, что вы пройдете обучение до конца, будете иметь свое представление о нас; не верьте тому, что пишут в Интернете, и уж тем более не обращайте внимание на людей, которые могут прийти и возмущаться  нашей работой.

Кроме меня в  классе оказались еще четыре  ученика (все неработающие пенсионеры).   Оказалось, что мы претендуем на работу в  транснациональной  производственной корпорации Tiens Group Corporation Ltd. (по-русски «Тяньши»).
Мои одноклассники  все дотошно записывали и расспрашивали. 

Воодушевленный вниманием лектор рассказал, что компанию в Россию пригласил сам Владимир Владимирович Путин «с целью оздоровления нации».

Так вот почему тут висит портрет нашего президента, обрадовалась я.  Оказалось, что  сотрудники петрозаводского офиса ездили с экскурсией в Китай на производственные базы компании. Партнерами компании, как несложно было предположить с учетом появления Путина, выступают всемирно известные бренды - Microsoft, IBM, L'oreal, Sheseido, BMW, а также почему-то ООН и МЧС. Нам даже назвали номер сертификата регистрации коммерческого предприятия. Вот какое доверие!

Потом нам сообщили,  что только в этой компании   существуют семь должностей  и каждой  присвоено определенное количество звезд. Например, если ты младший офисный персонал, то у тебя две звезды и ты получаешь около 150 у.е. (да, у компании своя «валюта»: 1 у.е.=50 рублям), а если ты руководитель международного бизнеса, то у тебя уже 8 звезд, а получаешь ты от 5 000 до 20 000 у.е...

В конце лекции нам дали домашнее задание: указать  30-50 жизненных  целей (например, в 2021 году иметь красную  BMW за 6 млн рублей). Видимо, руководители наши потом мотивировали бы нас этими целями.

Дома, помня о наставлении «не верить Интернету», я,  конечно же, «загуглила» эту компанию. И что интересно, даже Википедия отзывается о ней недоброжелательно...

Мечта: деньги идут к тебе сами!  
Но на вторую лекцию я все же пошла. Ее тема «Доходы», в конце концов, это то, за чем я сюда пошла. Оказалось, что в основном доходы – это вознаграждения за руководство, за развитие организации, но также имеется корпоративная скидка – 20% (сотрудники приобретают товары компании со скидкой). А самое привлекательное для сотрудников – это подарки. Их получают раз в жизни те люди, которые добились определенных успехов.  Пересказывать схемы  поощрения нет смысла — «простым смертным» не понять. Запомнилось, что самые успешные  могут получить   автобонус, яхту, самолет, недвижимость, вернее,  деньги на их приобретение.

Но обычно сотрудники очень любят так называемый «пассивный доход» (то есть сначала вы работаете на деньги, а потом деньги на вас). И так лекторы красиво   рассказывали  о возможностях получать в компании до 10 пассивных доходов, что даже я поверила.

В общем, если ты усердно поработаешь, то компания предоставит всей твоей семье рабочие места; ты сможешь обеспечить будущее не только себе, но и детям-внукам. Звучало здорово, но непонятно, и детали не ясны...

Тайное постепенно становится явным
Наконец-то, на третьем занятии нам начали  рассказывать, чем занимается компания. Ее продукция —   биологически активные добавки (БАДы),  которые компания в Китае сама разрабатывает (для этого создан институт на территории производственных баз).

В составе БАДов китайские и тибетские травы, которые, разумеется, лечат весь организм сразу.  От перечня их целебных свойств  голова шла кругом.

На четвертой лекции нас обещали познакомить со спецификой работы. Начали, как всегда, с общей информации,  потом, наконец-то, сообщили, что Тяньши – это компания сетевого маркетинга.

А чтобы мы не подумали плохо, стали  усердно доказывать, что такой вид маркетинга не настолько страшный, как его описывают, и доверять ему можно и даже нужно, потому что вон какие деньжища можно заработать.

— Ваша задача распространять рекламу о работе, указывая свой телефонный номер, приглашать людей на собеседования, отправлять на обучение, — внушали нам. Получалось точь-в-точь, как работали с нами.
Выяснилось, что ходить с каталогами продукции, продавать товар нам не придется... Но сами  купить  его мы  должны...

В общем, для того чтобы работать в компании, достаточно принести паспорт и заплатить  650 рублей за пакет документов, в который  входят контракт, брошюры, книги о маркетинг-плане, каталог изделий.

И только когда сотрудник доработает до трех звезд, он может принести  СНИЛС, ИНН и банковые реквизиты (доходы присылаются на карту), чтобы  его официально трудоустроили, выплачивали  за него налоги и копили пенсию.

Бесплатный урок
У меня возник вопрос: «Каким образом обычный офисный сотрудник будет зарабатывать, если доход идет от товарооборота, а он с товаром не связан?»  
Ответ появился после лекции. Я поговорила со своим руководителем и узнала, что  для оформления контракта надо не только принести паспорт, но и сделать «небольшую закупочку».

Если я хочу быть сотрудником двух звезд, я должна купить товар на 6 500 рублей, а если трех звезд – на 19 800. Конечно, я могу быть сотрудником одной звезды, но это, как мне сказали, нежелательно и невыгодно...

В общем, все стало ясно. Если я куплю товар, то мои деньги пойдут на зарплату той женщины, которая меня сюда привела, и другим, в зависимости от количества имеющихся у них звезд.  Если я  привлеку  потенциальных работников, и они приобретут БАДы, желательно  на 19800 рублей, то и мне перепадут какие-то деньги.  В общем,  такая получается «перевернутая пирамида»...
Так что, если вам предлагают заплатить, прежде чем вы начнете зарабатывать, хорошенько подумайте, есть ли у вас лишние деньги?

Итак, после нескольких недель внедрения в работу этой компании я поняла, что  сетевой маркетинг — способ, придуманный предприимчивыми личностями для того, чтобы «стричь деньги» с наивных обывателей, которые сами несут свои кровно заработанные. Они думают,  что им крупно повезло и вот теперь-то они разбогатеют... Но получается все как обычно. 

Одно радует -  обучение  было бесплатным...