28 июня 2011, 14:52

Сбились с курса

28 июня - девятый день с момента авиакатастрофы самолета Ту-134. Вспомним имена погибших и тех, кто пытался спасти пассажиров того рейса.

Лайнер разбился 20 июня в километре от аэропорта назначения. Из находившихся на борту 52 человек погибли 44. Впоследствии в больницах скончались трое из восьми пострадавших. Остальные находятся в тяжелом состоянии.


Поминальные свечи
В Петрозаводске в субботу 25 июня,  вечером прошла  акция памяти жертв крушения самолета Ту-134. Инициативная группа петрозаводчан, зарегистрированная в  социальной сети в Интернете, пригласила всех, кого потрясла эта трагедия,  зажечь свечи на набережной Онежского озера.
В 23.40 на набережную пришли и молча зажгли  свечи в память о жертвах катастрофы более полутора тысяч горожан. К тем, кто пришел сюда специально, присоединились те, кто не знал об акции, но оказался на набережной.  Трепещущий огонь свечи  это –  не только скорбь  о погибших, это напоминание нам всем о том,  как хрупка человеческая жизнь.


Среди погибших на месте  – восемь жителей Карелии. Это Георгий Игоревич Осипов 2006 года рождения, Анастасия Осипова (2008 г.р.), Михаил Иванович Калинин (1956 г.р.), Валентина Вацлавовна Назарова (1967 г.р.), Владимир Леонидович Петтай (1973 г.р.), Сергей Николаевич Марков (1957 г.р.), Любовь Викторовна Осипова (1976 г.р.), Олег Леонидович Хартвиг (1957 г. р.).


Мечтала быть спасателем

В  субботу 25 июня,  около полуночи, когда по водам Онего плыли зажженные свечи, в Москве  умерла  пассажирка злополучного рейса 17-летняя сегежанка Анна Назарова.  Аню почти сразу после катастрофы перевезли из Петрозаводска в Москву, в  НИИ хирургии им. Вишневского. При аварии девушка получила множественные переломы, травму головы и ожоги 70 процентов тела. По информации минздрава России, в последние дни она находилась на аппарате искусственной вентиляции легких.
Светлана Борисовна Дубовская, первая учительница Анны и ее классный руководитель с 1 по 4 класс, рассказала нам, что Анна была очень целеустремленным человеком. Занималась танцами лыжным спортом, имела первый разряд по лыжам. В последний год в школе училась в кадетском классе. Мечтала работать в полиции или в МЧС.

За отвагу
Специалисты в один голос утверждают: - То, что в такой катастрофе оказались выжившие,  заслуга местных жителей, которые еще до приезда скорой и пожарных, оттаскивали людей от горящего «ТУ-134». Невзирая на риск,  они оказывали помощь пострадавшим.
Приказом министра МЧС России Сергея Шойгу медалью «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» награждены: Виталий Иванович Гашко, Давид Заурович Гордиашвили, Евгений Михайлович Ковалев, Ксения Александровна Маслова и Михаил Витальевич Осипов.
Медаль «За отвагу на пожаре» получили: отец Андрей Верещагин (настоятель Екатерининской церкви), отец Григорий Михневич (священнослужитель Екатерининской церкви), Валерий Анатольевич Минин и его 14-летний сын Анатолий Минин, а также сотрудники пожарных частей Иван Владимирович Ушаков (пожарная часть № 47 п. Мелиоративный),  Владимир Владимирович Петровский (пожарная часть № 4 г. Петрозаводска) и  Дмитрий Сергеевич Акиньшин (пожарная часть № 4 г. Петрозаводска).
Награды (медали, наручные часы и форму МЧС) героям вручил  начальник Северо-Западного регионального Центра МЧС России Шамсудин Дагиров.

О риске не думали
О том, что происходило в ту страшную ночь, «ТВР-Панораме» рассказал отец Григорий Михневич.
— В день трагедии мы с отцом Андреем Верещагиным находились на своих приусадебных участках в поселке Бесовец, — рассказывает отец Григорий. — Я уже собирался лечь спать, когда услышал сильный гул снижавшегося самолета, потом страшный удар, а в окне увидел зарево пожара. Сразу же выскочил во двор и понял, что случилась беда. В это же время выбежал из дома и отец Андрей, мы живем по соседству. Не сговариваясь, сели в его автомобиль и направились к месту аварии.
 

Вместе с  другими жителями поселка, в частности, с Валерием Мининым и его сыном Толей, еще до подъезда пожарных и спасателей батюшки принялись отыскивать среди разбросанных возле полыхающих обломков самолета тех, кто подавал признаки жизни. Найти и перенесли в безопасное место им удалось четырех человек, в том числе ребенка - мальчика. Как предполагают священники, вероятно, это и был тот самый 10-летний Антон, который позже умер в Детской республиканской больнице.
- Рисковали ли мы? Возможно, - продолжает отец Григорий. - Но в тот момент думали только о спасении попавших в беду людей. Как могли, утешали их, успокаивали.

Правительственная комиссия должна назвать причины катастрофы:  отказ техники исключается, потому что установлено, что двигатели и приборы  самолета работали до момента соприкосновения с землей. Значит, человеческий фактор? Пилоты ли виноваты или выстроенная людьми  система, при которой важнее в густом тумане  не перерасходовать керосин, делая лишний круг перед посадкой, и не тратиться на   оборудование,   которое позволяет следить за курсом самолета при посадке в аэропортах?  Курс на эффективность хорош, но не сбились ли мы с него, экономя  на всем и теряя человеческие жизни? 

Валентина БОГДАНОВА, Валерий СИДОРКИН, Ольга МАЛЫШЕВА