08 октября 2014, 00:04

Последний троллейбус, или почему в Петрозаводске вымрут «рогатые»

<p>Частные автоперевозчики выкупили долги троллейбусного предприятия и теперь могут решать судьбу предприятия. Закроют его? Версия ТВР-Life</p>

Над муниципальным предприятием «Городской транспорт», которое в народе по-прежнему называют троллейбусным управлением, вновь сгустились тучи. На этот раз экономически непростая ситуация с петрозаводскими троллейбусами усугубляется политической «начинкой». Привычный, удобный, вместительный и дешевый городской транспорт, в развитие которого вложены миллионы бюджетных средств, может кануть в историю.


В августе ООО «Петро Авто», генеральным директором и учредителем которого является частный перевозчик Виталий Вайганов, выкупило налоговые долги троллейбусного предприятия в сумме более 27 млн рублей. В итоге, группа компаний, поддерживающая интересы частных перевозчиков, среди которых и ООО «АК 1126» (директор Николай Тараканов), получила примерно 70 процентов голосов кредиторов. Этого достаточно, чтобы принимать важнейшие решение по судьбе предприятия.

И такие решения последовали практически сразу. Так, 2 октября на собрании кредиторов было принято решение отклонить план внешнего управления и освободить от должности ранее назначенного внешнего управляющего Федора Шпета, а на его место предложить «свою» кандидатуру. Это решение еще должно пройти через Арбитражные суд, но, очевидно, что битва, которая определит будущее троллейбусного сообщения в Петрозаводске, вступила в решающую стадию.

Портал ТВР-Life предлагает собственную версию происходящих событий.
Итак, операция по устранению главного конкурента городских маршруток, финансовый «выхлоп» от которой оценивается в 25-30 миллионов рублей в месяц или около 1 млн рублей в день (именно столько, по нашим данным, зарабатывают троллейбусы) стартовала еще в бытность мэра Николая Левина. Вадим Сухарев, который в 2011 году пришел на должность директора троллейбусного предприятия из сферы частных автоперевозок, накопил более 100 миллионов рублей долгов и к осени 2013 года привел предприятие к предбанкротному состоянию.


В августе 2011 года и июле 2013 года Сухарев зачем-то принял на баланс «Городского транспорта» имущественный комплекс на улице Путейская, 5, который к работе троллейбусов не имел никакого отношения. Интересно, что среди арендаторов на Путейской значится и Тараканов. За помещения в гараже площадью 11 тысяч квадратных метров он платит 35 тысяч рублей в месяц. Часть арендованного имущества пересдается ГУП «Карелавтотранс» в несколько раз дороже.


Видимо, комплекс на Путейской планировалось распродать подешевке после банкротства муниципального предприятия. Это единственное логическое объяснение обременения финансово неустойчивого предприятия имуществом, от которого одни проблемы.
Кстати, 30 сентября Следственное управление МВД по РК возбудило несколько уголовных дел в отношении бывшего директора ПМУП «Городской транспорт» Вадима Сухарева, который подозревается в злоупотреблении полномочиями и растрате.

И тут произошло неожиданное. Спланированная для муниципального предприятия «финансовая пропасть» отодвинулась из-за неожиданной победы на выборах Галины Ширшиной, которая многим «спутала карты». Мэр взялась за сохранение рогатого транспорта. Кроме того, снижение проезда в троллейбусах до 10 рублей стало серьезным ударом по «маршрутчикам».


А тут еще за период наблюдения и начала внешнего управления троллейбусному управлению удалось разблокировать счета, своевременно выплачивать текущие платежи, ликвидировать задолженность по зарплате и пенсионным отчислениям. Кредиторская задолженность снизилась почти в два раза.

Сегодня приобретение долгов «Городского транспорта» воспринимается как попытка отыграть ситуацию назад. Говорят, что в мэрии до последнего не верили в то, что группа не самых богатых бизнесменов найдет несколько десятков миллионов рублей и с легкостью пустит их на чужие долги.

Причем здесь политика? Не секрет, что Николай Тараканов, сыгравший забавную роль на выборах в Петросовет, где запомнился лозунгами «Против Гали и Васи», в последнее время воспринимается как креатура карельского правительства (к слову, и Вадим Сухарев также участвовал в довыборах). Если троллейбусное сообщение удастся уничтожить, то петрозаводчане винить в этом будут, прежде всего, Галину Ширшину. А то, что горожане за троллейбусы винить будут, - сомнений нет.

Учитывая, что отношения между правительством и городской администрацией теплеть не желают, «троллейбусный вопрос» скорее всего, попытаются использовать против Ширшиной. Мэр, при которой бесславно закрылся старейший вид транспорта в Петрозаводске, - это будет серьезный удар по имиджу Ширшиной.