10 марта 2016, 09:50
3852

Почему в Карелии срываются автобусные рейсы и сокращаются маршруты

Карельские перевозчики оказались перед дилеммой: либо банкротство, либо экономическое рабство.

В нашу редакцию с печальной регулярностью звонят возмущенные граждане, оказавшиеся пассажирами сорванных по вине перевозчиков автобусных рейсов. После того как в Карелии удалось продавить конкурс, в котором из-за укрупнения лотов не смогли принять участие большинство местных автоперевозчиков, у людей начались мучения. 

Пока жители карельских городов и поселков гадают, как им теперь перемещаться по республике, карельские предприниматели считают убытки, распродают технику или пытают счастье на ниве нелегальных перевозок.  

Руководитель ООО «Транссервис» Валентин Марьин относится к тем, кто пытается через суд доказать незаконность проведенного конкурса и вернуть себе право осуществлять автобусные перевозки в Карелии. После очередного судебного заседания нам удалось поговорить с предпринимателем, чьи автобусы еще недавно курсировали между Петрозаводском, Сортавалой и Лахденпохьей.  

- Валентин Леонидович, что заставило вас обратиться в суд?

- Жизнь заставила. Это последняя надежда сохранить предприятия. Если мне не удастся доказать свою правоту в суде, то мои предприятия просто умрут. Не потому, что я в позу встал. Просто в убыток долго работать нельзя.

У меня два предприятия — ООО "Транссервис" в Сортавале и ООО "АТП" в Лахденпохье. "Транссервис" отстранили от перевозок по маршруту Сортавала — Петрозаводск с 1 июля 2015 года, а лахденпохское предприятие отстранили с октября прошлого года. Это стало результатом конкурса, который провел карельский госкомитет по транспорту. АТП удалось поработать еще несколько месяцев из-за того, что у победителя конкурса — фирмы "Транском", видимо, не было транспорта.

"Транском" предложил нам на условиях субподряда поработать вместо них на лахденпохском направлении. Это маршрут № 534 Лахденпохья — Петрозаводск через Сортавалу. За это мы должны были отдавать 10% от общего объема перевозок.

- Вас эти условия устроили?

- У нас был невыплаченный кредит. Пришлось согласиться. До 6 октября мы проработали.

Очень тяжело было. Мы же еще 15% платили "Карелтрансу" за обслуживание наших автобусов на автовокзале, продажу билетов. Получилось, что 25% заработанных средств мы должны были отдавать другим организациям.

Но даже на таких кабальных условиях мы проработали только до 6 октября. 

- Что случилось 6 октября?

- В этот день наш автобус привез пассажиров на петрозаводский автовокзал. Вечером у него было отправление обратно - в Лахденпохью. Но приходит другой автобус, нас банально выгоняют — без предупреждения, без уведомления. Наш автобус вынужден был вернуться домой пустой, хотя договор с "Транскомом" у нас был до конца октября. На этом наши отношения завершились.

Я весной прошлого года, выступая в карельском парламенте, предупреждал, что вытеснение традиционных автоперевозчиков с рынка негативно отразится на внутренних перевозках внутри районов. Например, ООО «АТП» выполняет городские перевозки в Лахденпохье и  пригороде. Они заведомо убыточные.

Раньше мы выживали за счет маршрута в Петрозаводск. Теперь такой возможности у нас нет. Нам пришлось убрать пригородный маршрут Лахденпохья — Куркиеки — Ласанен и сократить количество рейсов в городе — в рабочие дни на 20%, в выходные — на 50%. 

- Как отреагировала лахденпохская администрация на сокращение объема автоперевозок?                       

- Из администрации были направлены письма и в правительство Карелии, и в Министерство экономического развития. От министра экономического развития пришел ответ, что решение данных вопросов не входит в его компетенцию. Я так понимаю, никому не интересно, как будут ездить люди между поселками. В Сортавале "Транссервис" возит школьников — здесь мы работаем по нулям, а маршрут Сортавала - Кааламо является убыточным. Но пока держимся.

- Граждане заметили сокращение автобусных маршрутов?

- Конечно. Люди недовольны, жалуются. Недавно в Лахденпохью приезжал руководитель госкомитета по транспорту Виктор Дроздов, встречался с депутатами городского и районного советов, которые высказали немало претензий.

По маршруту № 534 Петрозаводск — Лахденпохья — Петрозаводск в течение января — февраля автобус пять дней вообще не ходил. Пассажиров об отмене рейсов никто не информирует, и они мерзнут на улице, ожидая автобуса, который отправляется из Лахденпохьи в 4 утра. При этом ООО «АТП» за десять лет работы на маршруте не допустило ни одного срыва.

На сортавальском маршруте тоже регулярные «проколы». В этом году вообще отменены два рейса по маршруту Сортавала — Петрозаводск, которые отправлялись в 7 утра и в 10 утра. Получилось, что с 5 утра до 12 часов дня ни одного автобуса из Сортавалы в Петрозаводск не идет. 

Люди сначала возмущались, а потом перешли к нелегальным автоперевозчикам. Похожая история произошла в Пудоже, Сегеже, Костомукше, Суоярви, Беломорске. По моим прикидкам, в результате конкурса из оборота было выведено 100 автобусов, которые принадлежали карельским предпринимателям.

Был расчет, как я думаю, на то, что карельские перевозчики на коленях приползут к победителям конкурса и будут трудиться под эти проценты. Те, кто взял автобусы в кредит, были вынуждены идти на поклон. И это хорошо, что они пошли на поклон. Иначе вся система автобусных перевозок могла бы рухнуть. 

Многие продают транспорт. Предприятие «АТП Сегежа», я знаю, распродает свои новые автобусы.            

- Как вы прогнозируете будущее своих предприятий?

- Мы находимся на грани банкротства.

… В настоящее время в Арбитражном суде рассматривается иск ООО «Транском» к УФАС по РК. Антимонопольная служба в 2015 году обнаружила в действиях госкомитета по транспорту признаки нарушения закона о конкуренции, которое выразилось в необоснованном укрупнении лотов. Сейчас один из победителей — компания "Транском" пытается оспорить решение карельского УФАС, которое может «опрокинуть» результаты конкурса. Мы будем следить за баталиями, разворачивающимися на рынке автобусных перевозок.