19 сентября 2013, 17:19

Мы оставили «Газели» и на «ПАЗы» пересели

Недавно в столице Карелии с улиц города исчезли все маршрутные «Газели», на их место приехали «ПАЗики». Стал ли общественный транспорт ездить лучше?

Недавно в столице Карелии с улиц города исчезли все маршрутные «Газели», на их место приехали «ПАЗики» и другие автобусы побольше, преимущественно с петербургскими номерами. Изменилась и маршрутная карта — некоторые автобусы поехали в других направлениях, некоторые и вовсе отменили. «ТВР-Панорама» попыталась узнать, стал ли общественный транспорт ходить лучше.

Неужели, в самом деле…
На дорогах Петрозаводска действительно произошла революция. «ГАЗелей»-маршруток больше нет. Как почти не осталось среди перевозчиков и коренных петрозаводских фирм.
«Газели» сменили автобусы побольше, в основном, с петербургскими номерами. Вместе с автобусами сменились и несколько транспортных компаний — по результатам летнего конкурса на право пассажирских перевозок на рынок пришли новые фирмы.
Одна из них - «Тосноавто», зарегистрированная в Ленинградской области. Новая для Петрозаводска компания теперь обеспечивает маршруты 17, 23, 27, 29. Еще четыре компании разделили между собой несколько маршрутов. Речь, вероятно, идет о клонах одной и той же нашумевшей еще весной компании «Миракс-авто», которая в конкурсе участие не принимала. Тогда, эта компания, арендующая автобусы из Петербурга, вышла на рынок Петрозаводска из ниоткуда, не имея ни машин, ни водителей. И, к слову, часть маршрутов выиграла. И хоть зарегистрирована она была в Петрозаводске, но, по словам петрозаводских перевозчиков, корни ее следует искать в Петербурге. Теперь ее на рынке нет, но есть те самые четыре компании, которые, по таинственному стечению обстоятельств, находятся по одному адресу с почившим «Мираксом», у них общий номер телефона, а руководит тремя из четырех компаний один и тот же человек. Напрашивается только одно предположение: компания клонировалась, чтобы взять как можно больше маршрутов. И это, надо сказать, у нее получилось. Из «традиционных» карельских перевозчиков на рынке осталась только ТК «Паллада» и «АТП».
Не секрет и то, что карельские перевозчики называют передел этого рынка не иначе как захватом. И тому есть причины: конкурсы проходили таким образом, что выиграть их петрозаводчане практически не могли. Впрочем, это тема для отдельного материала. Людей же больше волнует – стал ли лучше ходить транспорт и не вырастут ли цены. А кто там за кем стоит в этом бизнесе – дело для обывателя второе.

Цены не стоят на месте?
Итак, первые изменения компаний-перевозчиков произошли еще перед Новым годом. Примерно тогда же повысили и цены на проезд. Были ли два этих фактора связаны между собой? Возможно. Летом, после очередной смены транспортного состава, проезд в маршрутках по-прежнему стоит 20 рублей. Правда, подорожали те маршрутки, которые  стоили 15 рублей - в сентябре они тоже стали стоить на 5 рублей дороже.

Сейчас некоторых компаний есть право повысить стоимость поездки до 22 рублей — такая предельная цена для них установлена мэрией. Решат ли компании воспользоваться этим? Пока неизвестно.

Куда едем, шеф?
Вместе с перевозчиками изменилась и маршрутная карта. Маршруты 27 и 7 объединили — теперь автобусы едут по Лососинскому шоссе до республиканской больницы, затем по Чапаева, Ленина (до ПетрГУ) и Первомайскому проспекту с конечной точкой в Соломенном. Маршруты 28 и 24 отменили, а маршрут 25 больше не едет на Ключевую.
Улучшили ли изменения транспортную ситуацию в городе? Многие считают, что после нововведений в городе стало больше «белых пятен» - мест, откуда сложно выбраться и куда сложно добраться. Посчитаем их?

СТК и маршрут №27
В «автомобильный городок» доехать, как оказалось, совсем непросто: после недавнего изменения некоторых маршрутов в ту сторону перестал ходить 27-ой: теперь он сворачивает в районе Заводской и едет в Соломенное. Из оставшихся автобусов туда ходит лишь маршрут 29.
Те, кто работают на Шуйском шоссе, совсем этому не рады.
 - До СТК (и дальше в том направлении) теперь ходит только один маршрут – 29-й. Если опоздал  на служебный автобус - делай, что хочешь, - поделилась Валерия Климочкина.
Не могут попасть на работу и сотрудники ветеринарной лаборатории минсельхоза, которая находится на Шуйском шоссе — об этом рассказала нам ее директор Наталья Пиминова.
В мэрии прояснили:
 - На ближайшей комиссии по организации пассажирских перевозок у нас будет рассматриваться вопрос о продлении 27-го маршрута, - рассказал председатель комитета по ЖКХ Вячеслав Кремнев. -  И я думаю, что будет принято положительное решение.
Зачем нужно было «убирать» часть маршрута, чтобы через месяц снова обсуждать его восстановление? У администрации, видимо, свои причины.

Перевалка
Изменение движения 27-го маршрута сказалось и на жителях Древлянки и верхней части Перевалки. Пока ремонтировали Чапаева, на Первомайский отсюда было не уехать. Теперь вся надежда на возвращение троллейбуса №8.
Но трудности соединения Перевалка испытывает и с Кукковкой. Эти два района соединяют теперь только маршрут 26, но ездит он нечасто и не напрямую – чтобы попасть с Перевалки на Кукковку или обратно, проехать придется полгорода. Есть еще маршрут 2 — но на Перевалке он захватывает лишь район автовокзала. Раньше Кукковку и Перевалку соединял маршрут 24, но недавно его «упразднили». Сложно добраться с Перевалки и на Зареку — их связывает лишь маршрут 12, но ходит он редко.

Кукковка
Помимо плохого сообщения с Перевалкой, у жителей Кукковки есть и другая проблема — вынужденный «комендантский час»: так, ни туда, ни оттуда невозможно уехать после 21.30-22.00. Вынужденные ходить пешком или ездить на такси жители микрорайона возмущаются — почему на Древлянку из центра можно уехать почти до полуночи, а  на Кукковку — нет?
Ответ администрации прост — пишите жалобы. Последняя маршрутка должна выходить из конечного пункта в 22.30.
Еще одна больная тема для Кукковки — Карельский проспект. Разговоры о том, что по нему тоже должен ездить общественный транспорт, ведутся давно. Но пока жителям Карельского ждать нечего — в ближайшее время маршрутки к ним не поедут.

Древлянка
Самая проблемная улица Древлянки — Сыктывкарская. Там хоть и стоят остановки, но уехать оттуда сложно:
- Маршруты 12 и 26 ходят плохо, прождать можно до 50 минут, и так даже ранним вечером, - рассказала Мария Бордовская. - Люди устают ждать, идут с Сыктывкарской на Лесной проспект, или к торговому комплексу «Столица», или на конечную к «ЦСК». В итоге на остановках нет людей, а маршрутки из-за этого еще реже ездят, какой-то замкнутый круг получается. В итоге, на то, чтобы добраться до центра города, уходит часа полтора в непиковое время.
Оказалось, маршрутки 12 и 26 уже получили свою «чёрную метку» от мэрии — чиновники провели рейд и отправили письмо перевозчикам с требованием разобраться с ситуацией — и по поводу интервала движения маршруток, и по поводу непосредственно маршрута, и 12-ый, и 26-ой возвращаться на Древлянку должны также по улице Сыктывкарской.

И так далее...
Еще одно место, обделенное общественным транспортом – улица Калинина. По ней ходит троллейбус №6 и маршрутка № 10, но оба этих маршрута ходят нечасто. К тому же, на них никак не доехать до  Древлянки и Кукковки, двух крупных районов. Сильнее всего от этого страдают молодые родители, которым сложно добраться в единственную в городе детскую стоматологию, которая находится как раз на Калинина.
С Ключевой до Октябрьского можно доехать только на маршруте №8. А он ходит не часто. «Вечером можно ждать в течение часа», - поделилась Виктория Ульянченко.
По Ригачина транспорт не ездит вовсе — желающим оттуда уехать можно предложить только дойти до улицы Луначарского и сесть на троллейбусы 3 и 1, или на маршрутку 12.
Что касается Сулажгоры, Пятого поселка и Птицефабрики — туда вообще уехать сложно, а после 21.00 — и вовсе зачастую невозможно.

На все один ответ
Среди плюсов новой транспортной системы — вместительные автобусы. Больше не нужно  проталкиваться внутрь маленькой «Газели», да и шансы поместиться в нужный автобус в час пик серьезно возросли. Зато жалоб, что транспорт стал ходит реже, становится все больше. И разговоры о том, что улицы города стали свободнее, не утешают — никому не хочется стоять на остановке лишние 10-15 минут.
А вот отмена автобусов 24 и 28, а также объединение  27-го и 7-го, мало кого порадовала: для горожан исчезновение с карты города нескольких привычных маршрутов доставляет серьезные неудобства. Но несмотря на многочисленные жалобы, в мэрии уверены: транспортная сеть в Петрозаводске построена оптимально. Везде добраться можно, а то, что часто это нужно делать с пересадками — ничего страшного. Стоимость проезда при этом — совсем не маленькая. Одним словом, у чиновников все хорошо.
Теперь остается только уповать на новую городскую власть. С другой стороны, новые перевозчики выиграли конкурсы сразу на три года вперед. Так что придется как-то без революций.