21 марта 2013, 16:05

"Мне ближе Кармен, чем Баттерфляй"

Непокорная Кармен и кроткая Чио-чио-сан, застенчивая Татьяна Ларина и кокетливая Розалинда — всех этих героинь с неизменным успехом играет актриса карельской оперы Анастасия Аверина. Накануне самого красивого праздника в году мы беседуем с солисткой

Непокорная Кармен и кроткая Чио-чио-сан, застенчивая Татьяна Ларина и кокетливая Розалинда — всех этих героинь с неизменным успехом играет актриса карельской оперы Анастасия Аверина. Накануне самого красивого праздника в году мы беседуем с солисткой Музыкального театра РК о нелегких рабочих буднях и секретах обаяния.

«Я не понимала, что такое театр»

— Анастасия, верно ли, что решение стать актрисой пришло далеко не сразу после школы?

— Желание петь у меня было всегда. В нашем поселке, Пиндушах, я училась в музыкальной школе, солировала... Даже ездила на прослушивание в музучилище — в восьмом или девятом классе. Но в моей семье не было артистов, а музыкальные перспективы казались такими заоблачными... В итоге родители настояли, чтобы я пошла учиться в вуз. Так я и оказалась на факультете начального образования КГПУ. Были даже попытки уйти из университета... Но, опять же для родителей, решила, что нужно закончить его. А после пятого курса определилась... Прошла прослушивание в консерватории, затем — год подготовительного курса, потом еще пять лет получала высшее музыкальное образование.

— Легко ли покорялся Петрозаводск?

— Не очень. Долго пришлось жить в общежитии, сначала пока в университете училась, потом в консерватории... Более того, первый год, когда наша Катюша появилась на свет, мы жили с мужем в комнате 9 метров — тут же и учеба, и маленький ребенок — тяжелый этап. И ведь после родов необходимо было вокальное восстановление — спасибо педагогу Виктории Гладченко и концертмейстеру Валентине Трусовой за помощь. Это сложный период для всех певиц. Но супруг поддерживал: вся основная забота в первые два года жизни ребенка легла на его плечи. Не каждый мужчина способен на такое.


 
— Вы колебались в свое время: стать ли певицей филармонии или
актрисой Музыкального театра?
 
— Конечно, мне хотелось в театр! Было достаточно трудное прослушивание... И только попав сюда, я осознала, что не понимала до этого, что такое театр на самом деле. Но за четыре года я ни разу не пожалела о своем выборе. Спасибо судьбе, что именно так сложился кубик: именно этот театр, именно эта труппа, именно это руководство.

— Не секрет, что в артисты идут не за большими зарплатами. За что вы любите свою работу?

— Профессия актера Музыкального театра — крайне интересная.
Я могу заниматься всем, что люблю: петь, танцевать, играть и проживать творимый образ!

«Если я заплачу — не смогу петь»

— Расскажите, в чем разница для актера между первым и десятым показом спектакля? Оправдано ли стремление зрителя попасть именно на премьеру?

— Разница большая. Первый раз в сегда волнительный, кажется: «Вот еще бы несколько репетиций...» А потом ты уже начинаешь входить в раж. От спектакля к спектаклю происходит внутреннее развитие образа, персонажа, растет качество. На первом спектакле еще нет такой полной свободы, тут все четко, под зорким взором режиссера. Затем уже начинаешь больше прибавлять своего, внутреннего. Не мешает гиперволнение. Хотя я не могу посоветовать в выборе. Ведь и премьерные представления — высокого качества, иногда, наоборот, «на адреналине» какие-то в ещи получаются лучше.
 
— Как вы готовитесь к конкретной роли? Какой образ было сложнее всего примерить?

— У нас в театре есть хорошее правило — мы поем по очереди от премьерного спектакля, ведь бывает,  что нас пять девочек на одну роль. За несколько дней ты уже начинаешь думать о спектакле, входить в образ. Например, в новом карельском проекте, опере по мотивам произведений местных авторов, я играла Катерину. Несколько дней училась размахивать тяжелым мечом — он весит около 1 300 г, рука потом болела! А ведь нужно, чтобы зритель поверил, что это действительно воинственная барышня... В каждой роли свои особенности. Самой сложной и самой большой работой для меня стала «Мадам Баттерфляй». Вжиться в образ Кармен мне было проще, чем в образ Чио-чио-сан, — все-таки первая мне ближе по характеру. Мне было тяжелее понять Баттерфляй как женщину... А сцены с ребенком в этой опере? Сложно сдержать себя и не разрыдаться на сцене, а если я заплачу — я не смогу петь.

 

— Всегда ли удается сдерживать себя? И как быть, если эмоции все-таки зашкаливают?

— На самом деле на репетициях мы научились себя контролировать так, чтобы и проживать образ, и сдерживать эмоции. Надо продолжать петь до конца, до финальной точки. У меня было пока лишь два спектакля «Мадам Баттерфляй». И на втором, в конце, когда я уже допела, все-таки отпустила себя и слезы пошли. Но тогда я понимала, что пения больше нет и я могу себе это позволить. Но все-таки надо контролировать эмоции.

Рабочие будни оперной актрисы

— Легко ли театр отпускает вас дома?

— Стараюсь театр домой не приносить, не играть в кого-то, а быть
самой собой, Настей Авериной. Не всегда получается, муж говорит, что иногда заигрываюсь. Но это, наверное, оттого, что усердно настраиваюсь на определенный образ.
 
— У супруга есть любимая среди ваших ролей?

— На самом деле мне немножко обидно, что муж не так интересуется моей профессией, как бы мне хотелось. С одной стороны, нам не с кем дома оставлять ребенка. Но с другой, кажется, если бы он очень хотел ходить на все мои спектакли, мы могли бы нанимать няню...

— Какой рабочий график у актрисы Музыкального театра?

— Не очень благоприятный для семейной жизни. Мы работаем три часа утром и три часа вечером шесть дней в неделю. Единственный выходной — понедельник. Бывает и третий вызов, дневной. Ты приезжаешь в театр к 10.30 — распеваешься. С 11.00 — репетиция, пока доберешься до дому — уже три часа дня. А в пять уже снова выезжать. В итоге к девяти-десяти возвращаемся... Сейчас, например, кроме текущего репертуара, мы готовили карельский проект, работали над грядущим «Сопрано-шоу» и фактически проводили целый день в театре, здесь мы едим, спим... Нет времени увлекаться чем-то, все свободное время я стараюсь быть хорошей мамой.


 
— Насколько тяжела работа именно на сцене?

— Судите сами: за спектакль уходит килограмма два. Несмотря на то, насколько подвижна роль. Не знаю, от напряженности или выброса адреналина это происходит, но факт остается фактом. Но вся трудность актерской работы все равно — в удовольствие, хочется возвращаться в театр снова и снова...

— Как «отходите» от спектакля, какие переживания остаются?

— После спектакля наступает бессонная ночь. Начинаешь в голове прокручивать, что было не так, вспоминать какие-то куски, которыми осталась довольна, идет анализ. Хоть премьера, хоть рядовой спектакль — всегда после него тяжело уснуть... Потом посмотрю на дочечку, подумаю: все живы, здоровы, нет особой нужды переживать — и успокоюсь.

"Женщина должна быть независимой"

— Какими чертами, по-вашему, должна обладать идеальная женщина?

— Она должна быть нежной, мягкой, хозяйственной и мудрой, доброй и справедливой, чуть капризной, страстной и обаятельной… Мне кажется, она должна хорошо готовить, поддерживать своего мужчину, создавать уют в доме и гармонию в отношениях. Ну, а современная женщина должна быть самодостаточной. Сейчас такое время, что зависеть от кого-то — это неправильно и страшно. Конечно, есть разные ситуации... Но мне кажется, что женщина должна стремиться к независимости. Рассчитывать на кого-то в наше время, думаю, не стоит.
 
— Все перечисленное так или иначе свойственно вашим героиням... А вам?
 
— Лично мне в жизни, наверное, не хватает терпения, спокойствия, эмоциональной уравновешенности... И, наконец, все равно я завишу от семьи. Даже сегодня, собираясь на встречу, не смогла завести машину — сел аккумулятор — все, я звоню мужу. В автомобильных делах я целиком зависима от супруга, несмотря на то что 13 лет за рулем.


 
— Поделитесь секретами своей отличной формы с нашими читательницами.

— У меня на самом деле нет никаких секретов! Конечно, каждая женщина должна за собой ухаживать и следить, какие бы у нее ни были генетические задатки. Она должна уделять себе время утром, днем и вечером смотреть в зеркало. Тем более в нашей профессии... Но я устаю от постоянного грима. И стараюсь, чтобы в выходной кожа отдохнула. Поэтому могу себе позволить временами обходиться без макияжа, выйти из дома ненакрашенной. Летом также забываю о тональных кремах и декоративной косметике. Но, как каждая женщина, я ужасно люблю всякие цацки, бижутерию,
красивые платья и туфли!

— Наконец, какой же мужчина достоин женщины, о которой мы
говорили?

— О, можно перечислить много качеств, которыми должен обладать мужчина! Среди них ответственность, ум, доброта, порядочность...Но самое главное, он всегда должен думать о женщине — о матери, супруге, дочери, сестре.