Кто убивает региональные дороги Карелии и где застревают деньги дорожного фонда?
«...Состояние данной дороги этой зимой иначе как чудовищным не назовешь. Дорога покрыта льдом, во время снегопадов она практически не чистится, на дороге ужасная колейность», - это цитата из «свежей» петиции жителей Костомукши в адрес президента страны. Люди, возмущенные состоянием дороги Кочкома - Костомукша — Госграница, вынуждены обращаться к Владимиру Путину, чтобы тот, как сказано в обращении, «обязал карельские власти обратить внимание на данную проблему».
Куда уходят средства и где они теперь?
Нынешней зимой жалобы на содержание дорог с завидной регулярностью поступают из самых разных карельских районов.
Что же происходит в дорожной отрасли? Председатель Карельского рескома профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев убежден, что в Карелии запущен и отлажен механизм, позволяющий «уводить» деньги, выделяемые на содержание автомобильных трасс. У руководителей ДРСУ возникли схожие опасения, которые они подтверждают с цифрами в руках.
Материалы, собранные карельскими дорожниками, которых загнали в шкуру бесправных субподрядчиков, Сергей Соловьев уже предоставил в правоохранительные органы. Попробуем разобраться, чего не хватает дорогам республиканского значения.
Как и в случае с автобусными перевозками, укрупнение лотов отрезало карельские предприятия, традиционно занимающиеся содержанием автодорог, от участия в конкурсных процедурах. С недавних пор содержанием автомобильных дорог Карелии занимается питерская компания ООО «Ремстройкомплект» (РСК).
Точнее, именно она является генеральным подрядчиком, то есть получает деньги из Дорожного фонда РК. Затем средства попадают в другую фирму — ООО «Служба заказчика», которая официально считается подрядчиком и заключила договоры с карельскими ДРСУ и ГУП РК «Мост». Карельские дорожники превратились в субподрядчиков, вынужденных вымаливать, выжимать, выдавливать заработанные ими деньги у "Ремстройкомплекта" и "Службы заказчика".
Показательное увольнение
Осенью 2015 года карельские предприятия вели тяжелые переговоры с "Ремстройкомплектом" по поводу условий оплаты генподрядных услуг. Обычно генподрядчик забирает себе от 5 до 8 процентов от общей суммы выручки. Тогда удалось договориться на относительно приемлемых для карельских предприятий условиях. А дальше началось то, чего все больше всего боялись.
Деньги, которые из дорожного фонда поступают в компанию «Ремстройкомплект», волшебным образом где-то застревали, не доходя до тех, кто действительно трудился на карельских дорогах. Во всяком случае так утверждают руководители ДРСУ, первыми забившие тревогу, направив в свой профсоюз весьма интересные документы.
Директор ООО «Петрозаводское ДРСУ» (теперь уже бывший) Владимир Чепарев сообщил, что работы по договору субподряда на вверенной ему территории выполнялись только его предприятием. Однако ООО «Служба заказчика» в одностороннем порядке забрала за ноябрь 1,6 миллиона рублей, а за декабрь 2,1 миллиона рублей, или примерно 20 процентов от общей суммы выполненных Петрозаводским ДРСУ работ.
При этом, как утверждает Сергей Соловьев, РСК получил от заказчика - Управления автомобильных дорог РК – все 100 процентов средств, предусмотренных за ноябрь — декабрь 2015 года, и даже аванс за первый квартал 2016 года.
Чепарев убежден, что происходит «запланированное уничтожение государственных дорожных предприятий Республики Карелия». И это одна из самых мягких формулировок. Не исключено, что резкая позиция Владимира Чепарева по отношению к генподрядчику послужила истинным мотивом для его увольнения.
15 февраля председатель госкомимущества РК Денис Косарев подписал распоряжение о прекращении полномочий директора государственного предприятия Владимира Чепарева. Косарев не смог сказать, какие причины легли в основу этого решения, предложив за разъяснениями обратиться к председателю госкомитета по транспорту Виктору Дроздову.
Это решение собственника. Оно никак не комментируется. Собственником является правительство Республики Карелия,
- сказал Дроздов.
Председатель рескома считает, что «то, как поступили с Чепаревым, это просто беспредел». По мнению Сергея Соловьева, истинной причиной увольнения заслуженного работника дорожного хозяйства, почетного дорожника РФ стало то, что он мешал «уводить» бюджетные деньги подальше от карельских дорог. В разговорах с директорами других ДРСУ мы слышали схожую точку зрения.
Показательное увольнение Владимира Чепарева достигло своей цели. Сопротивление директоров ДРСУ было сломлено. Руководители карельских предприятий предпочли в конце февраля 2016 года подписать дополнительное соглашение с ООО «Служба заказчика», согласно которому, утверждают директора, они вынуждены отдавать подрядчику до 20% средств, предусмотренных на содержание дорог.
Два пишем — три в уме
Кольское ДРСУ, которое обслуживает дорожную сеть Медвежьегорского района, а также частично Сегежского и Кондопожского районов, испытывает колоссальные сложности, связанные с финансированием. По информации директора предприятия Юрия Гугалинского, «Служба заказчика» не доплатила ДРСУ 3,3 миллиона рублей за выполненные в ноябре-декабре 2015 года работы. Подрядчик объяснил это тем, что якобы часть работ была сделана другой организацией. Подобные пояснения Гугалинский считает «некорректными и лживыми».
Они пишут письма, что другие организации выполняли работы. На самом деле это не так. Даже письма есть из районной администрации, что никто кроме нас работы за данный период не выполнял... Мы возмущались и довозмущались до того, что сняли директора Петрозаводского ДРСУ,
- сказал руководитель Кольского ДРСУ.
По его мнению, это связано с тем, что Чепарев отказался подписывать договор, по которому 20-25 процентов от выделенных на содержание дорог денег оставались бы у подрядчика с генподрядчиком.
Нам пришлось подписать договор на их условиях... Нам сказали, пока вы на наших условиях не подпишете, мы вам платить и подписывать ничего не будем. Мы, можно сказать, чернорабочие, которые бесправные,
- признался Гугалинский.
Механизм, объяснил директор, следующий: "Ремстройкомплект" забирает свои законные 5 процентов за субподрядные услуги, а еще 15-20 процентов остаются у ООО «Служба заказчика» якобы за работы, которые фирма будет выполнять своими силами. Поди потом проверь, кто колесил по карельским трассам.
По мнению директора ДРСУ, это приведет к снижению качества обслуживания дорог. При этом, обратил внимание Юрий Гугалинский, средства на зимнее содержание дорог и так рассчитаны по минимальным расценкам, далеким от реальных потребностей.
Догадайся, мол, сама
Мало чем отличается ситуация в Кондопожском ДРСУ. По информации директора Кондопожского ДРСУ Юрия Синякова, в сентябре-октябре 2015 года предприятие выполнило работы на сумму более 6 миллионов рублей, а "Ремстройкомплект" по сети дорог, которые обслуживает ДРСУ, предъявил в Управтодор РК на оплату работы в сумме 7,7 миллиона рублей. Синяков подозревает, что речь идет о «чистых приписках» ценой в 1,6 миллиона рублей.
Он подтвердил, что тоже был вынужден подписать дополнительное соглашение, согласно которому 20 процентов, предусмотренных на содержание дорог, будет оставаться у подрядчика.
- Для вас это будет означать тяжелую финансовую ситуацию?
- Я думаю, вы сами должны догадаться, - осторожно сказал Синяков, уточнив, что до сих пор с предприятием не расплатились даже за 2015 год.
Директор Сортавальского ДРСУ Мубариз Казымов отношения с генподрядчиком оценил как напряженные. По его мнению, "Служба заказчика" выполняет роль фирмы-прокладки, созданной для того, чтобы вывести "Ремстройкомплект" из судебных тяжб, а значит, и снизить финансовые риски генподрядчика.
Со «Службы заказчика» ничего не возьмешь. В случае судебных разбирательств я смогу "Ремстройкомплект" привлечь только третьей стороной,
- заметил Казымов.
Он уверен, что сумеет доказать в суде свою правоту, но истратит на это столько времени и сил, что предприятие может и не дотянуть до окончания процесса.
По его подсчетам, подрядчик занизил сумму реально выполненных ДРСУ в ноябре-декабре прошлого года работ на 2,3 миллиона рублей.
На момент нашего разговора Казымов еще не подписал допсоглашение, но после показательного увольнения своего коллеги сказал, что, видимо, и ему придется пойти на попятную. На начало февраля 2016 года долг перед предприятием достиг почти 9 миллионов рублей. По прогнозам Казымова, при нынешних «правилах игры» государственные ДРСУ протянут максимум до лета.
Доволен происходящими процессами, во всяком случае на словах, только директор Костомукшского ДРСУ Александр Лохно.
Свои договорные отношения мы выстроили, мы согласованно закрыли объемы производства за 2015 год и подписали допсоглашение на 2016 год. Это допсоглашение позволяет работать предприятию,
- сказал он.
Правда, граждане оценили качество уборки автотрассы, обслуживаемой Костомукшским ДРСУ, как чудовищное. Жалобы граждан директор объяснил тем, что «дороги находятся в ненадлежащем состоянии».
- А в ненадлежащем в связи с чем?
- В связи с тем, что по дорогам ездят лесовозы с цепями.
- Но люди жалуются на уборку от снега, на то, что дорога не посыпается. Это связано с ситуацией с "Ремстройкомплектом" или вот так получилось?
- Вот так получилось, - сказал Александр Лохно.
Пишите письма мелким почерком
А что же «карельские власти», которых по просьбе костомукшан должен образумить президент?
Нам удалось поговорить с главным инженером Управтодор РК Романом Зиновкиным. Он утверждает, что в управлении автомобильных дорог обеспокоены ситуацией.
- Каждый день пишем претензии в адрес генерального подрядчика "Ремстройкомплект". У нас на местах в каждом районе есть свой представитель — сотрудник отдела контроля качества, который по всем замечаниям выписывает предписания, - сообщил Зиновкин.
- И какие ответы получаете?
- Разные. Проблемы возникают по тем или иным причинам. Причины разные, - не добавил ясности главный инженер.
По его сведениям, речи о том, чтобы пойти на разрыв контракта с "Ремстройкомплектом", даже не идет.
Все наши претензии устраняются. Не всегда оперативно, но устраняются,
- сказал главный инженер.
По доброй воле
Председатель Госкомитета по транспорту Виктор Дроздов тоже не высказал серьезной тревоги по поводу качества содержания региональных дорог. По его словам, сейчас в комитете занимаются тем, чтобы выстраивать жесткие отношения не только с генподрядчиком, но и с субподрядчиками.
- Спрос со всех должен быть одинаково строг, - заметил он. По его словам, прежде чем предъявлять претензии к "Ремстройкомплекту", «надо иметь доказательную базу, что это действительно "Ремстройкомплект" недоработал, а не наши же ДРСУ, которые у них находятся на субподряде». По поводу того, что ДРСУ «выкручивают руки», заставляя подписывать кабальные условия, Дроздов тоже нашел что сказать:
- Взаимоотношения между "Ремстройкомплектом" и ДРСУ — это взаимоотношения хозяйствующих субъектов, и они должны решаться путем подписания договоров на прозрачных для всех условиях. Это добрая воля тех, кто эти соглашения, договоры подписывает.
Сто лет в обед
Нам удалось поговорить и с генеральным директором РСК Александром Круглицким, который опроверг все обвинения, прозвучавшие в адрес его компании. По его словам, по жалобам граждан республиканская прокуратура проводила проверку деятельности "Ремстройкомплекта", но ничего противозаконного не обнаружила.
Александр Круглицкий настаивает, что заключить договор субподряда с карельскими организациями его вынудили договоренности с карельским правительством, которое поставило условие сохранить местные предприятия и соответственно рабочие места для жителей Карелии.
- Меня заставили с ними заключить договоры. Мне они сто лет были не нужны с их рвением к работе, когда они делать ничего не хотят, - сказал гендиректор РСК. Он утверждает, что в феврале 2016 года 90 процентов работ в Суоярвском районе ему пришлось выполнять собственными силами.
Я вынужден был из Санкт-Петербурга снять технику, которая у меня была пристроена, привезти ее туда и начать обслуживать. Потому что никто не работает,
- возмущался Круглицкий.
Он уточнил, что его критика относится не ко всем. В качестве положительно примера сотрудничества директор назвал Олонецкое ДРСУ.
- У меня нет вопросов к Олонецкому ДРСУ, совсем нет вопросов. Генеральный директор просто болеет за предприятие, болеет за дороги, болеет за район, - сказал Александр Круглицкий. Других добросовестных субподрядчиков он не смог припомнить. Особенно его тревожит ситуация с ГУП РК «Мост».
- Деньги, которые мы платили «Мосту», до людей в виде зарплаты не доходили, - утверждает он.
Критике он подверг и Костомукшское ДРСУ, с которым РСК расплатился за все три месяца, а предприятие оказалось в долгах как в шелках.
Я заплатил ему вперед, я его проавансировал, я брал деньги в кредит под 22 процента,
- посетовал руководитель "Ремстройкомплекта".
Если верить Круглицкому, то именно субподрядчики завышают объемы выполненных работ.
По его словам, к ООО «Служба заказчика» РСК не имеет никакого отношения, их связывают исключительно договорные отношения. Он утверждает, что дополнительное соглашение было подписано с одной целью – теперь работы у карельских предприятий будут принимать не специалисты Управления автомобильных дорог РК, а инспекторы из "Службы заказчика". Ни о каких 20 процентах, которые якобы остаются в "Службе заказчика", речи, по словам Круглицкого, не идет. Он утверждает, что «это ложь».
- Нигде процент никакой не поменялся, абсолютно никакой, - сказал руководитель РСК. По его словам, изначально в договорах предусмотрено, что до 40 процентов работ может выполнять "Ремстройкомплект" собственными силами.
Что же получается? "Ремстройкомплект" страдает из-за того, что ему навязали карельские предприятия, которые не умеют или не хотят работать. А что же делать жителям республики? Мучиться до 2020 года, когда закончится контракт с РСК, заключенный на пять лет?
Не будут они мучиться. На сегодня все объемы работ выполняются. Где не справляются ДРСУ, туда приезжает моя техника. И на основании работ, которые я выполнил собственными силами в рамках договора, где сказано, что я имею право сам выполнять до 40 процентов работ, я и забираю деньги. У меня есть все подтверждающие документы, и эту разницу я забираю,
- объяснил Александр Круглицкий.
Сначала транспорт, потом дороги
Как бы то ни было, в этой спорной истории есть бесспорные моменты. Во-первых, сама система, когда между деньгами дорожного фонда и исполнителями на местах стоят сразу несколько компаний, выглядит, как минимум, странной, а как максимум, располагающей к коррупционным схемам. Во-вторых, бесспорно, что система эта не справляется.
Деньги выделяются, а дороги, обслуживаемые семью няньками, остаются в ужасном состоянии, до такой степени, что жителям приходится обращаться за помощью к президенту. В-третьих, карельские дорожные предприятия, некогда мощные структуры, именно сегодня как никогда близко приблизились к банкротству, словно их действительно кто-то сознательно туда толкает.
И наконец, действительно напрашивается параллель с автобусным сообщением. Схема, при которой произошло укрупнение лотов на пригородные и междугородные перевозки, уже привела к тому, что этой зимой, опять же как никогда прежде, массово отменялись рейсы и срывались маршруты, а местные перевозчики даже выходили на пикеты. Фактически после этих реформ, которые, уверяли нас чиновники, должны были улучшить транспортное сообщение, людей этого сообщения лишили. Теперь, кажется, похожая ситуация складывается с дорогами.