27 марта 2014, 15:10

Какие тайны скрывает скульптура у роддома №1 в Петрозаводске

<p>Краевед Николай Кутьков выяснил, куда исчезли играющие мальчики, украшавшие петрозаводский роддом</p>

Кто не знает знаменитую скульптурную группу перед центральным входом в роддом, что на улице Кирова? Многие жители послевоенного Петрозаводска считают, что мать и двое ее сыновей обосновались перед роддомом еще в конце 1930-х, одновременно с окончанием строительства упомянутого медучреждения. Однако несколько оккупационных фотографий 1941—44 гг. убедили, что это не так.

Обнаружилось, что мать и дети сняты не возле роддома, который совершенно не пострадал от пожаров конца сентября—начала октября 1941 г. Сфотографированы они совсем в другом месте города, причем на фоне дымящихся развалин и печных труб. Предположительно в районе Зареки. Там, как известно, сгорели почти все деревянные дома от набережной Лососинки и берега Онежского озера вплоть до Крестовоздвиженской церкви. 

Пейзаж догорающей Зареки, запечатленный финским фотографом с парашютной вышки, дал два ориентира — четыре печные трубы сгоревшего двухэтажного дома в квартале между ул. Луначарского, пр. Урицкого и ул. Коммунистов. Одновременно финский офицер снял и «Мать с детьми» на фоне двух из уже упомянутых печных труб. При максимальном увеличении за одной из печек, находящейся за спиной «Матери с детьми», видна даже часть зарецкой Крестовоздвиженской церкви. А именно — оба малых купола, расположенных с северной стороны храма. Стало понятно, что скульптура находилась где-то во дворе дома №2 по ул. Луначарского (это здание сейчас занимает городская гинекология). Старожилы припомнили, что в этом доме до войны размещалась совпартшкола. Пришлось проверять эти устные сведения в Национальном архиве РК. 

«Мать с детьми» во дворике дошкольного педучилища. 1 октября 1941 г.

И вот что удалось выяснить. Именно в последние годы перед войной, вплоть до памятного июня 1941 года, в трехэтажном каменном здании по ул. Луначарского, 2 повышали свой образовательный уровень совсем не суровые партийцы, а исключительно девушки самого нежного возраста — будущие воспитательницы детских садов, поскольку здание было арендовано дошкольным педучилищем. 

Переезд от совпартшколы к роддому 

Ну что ж, стал более-менее понятен смысл размещения подобной скульптурной композиции во дворе упомянутого учебного заведения. Мать с двумя детьми детсадовского возраста — вполне уместная эмблема дошкольного воспитания. 

А вот интересно, чем же тогда был украшен роддом перед войной? 

Фотографии первого периода оккупации дали не вполне четкое представление о фасаде здания: какие-то мелкие скульптурки были плохо видны даже при увеличении. Хорошо различались лишь изображения двух цветочных вазонов на крыльце. Только крупные планы финской кинохроники 1941 года убедили, что на крылечке перед центральным входом располагалась странноватая композиция — два мальчика, причем один полулежит у ног другого. Видимо, это была тиражированная в 1930-е годы копия какой-то античной скульптурной группы. Играющие дети или что-либо подобное. 

«Играющие мальчики» на крыльце роддома. Октябрь 1941 г.

Причем из последующих финских снимков роддома стало очевидно, что оккупантам эти двое малышей у входа тоже не приглянулись. В 1943 году мальчишек на крыльце уже не было. Их переместили в скверик с левой стороны центрального фасада. А в скверике с правой стороны также виден еще один вариант похожей скульптурной группки. То есть перед войной перед роддомом вместо «Матери с детьми» красовались вот эти четверо сорванцов. Плюс в специально устроенных нишах — две скульптуры девушек: купальщица с полотенцем и знаменитая девушка с веслом.

«Отец» петрозаводских красавиц 

Вот здесь хочется привести небольшую справку об авторе этих широко известных советских изваяний. «Отцом» наших петрозаводских и сотен других подобных красавиц во всех городах СССР является московский скульптор Ромуальд Иодко. Ошибочно считалось, что эта честь принадлежит знаменитому ваятелю Страны Советов Ивану Шадру. Шадр действительно в 1936 году создал огромную восьмиметровую бетонную скульптуру обнаженной девушки с веслом. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО им. Горького и погибла от немецкой бомбы в 1941 году. 

Роддом зимой 1943 г.

А вот широкого тиражирования удостоилась лишь работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием. Он сработал свой вариант «Девушки» высотой 2,5 м для парка Водного стадиона «Динамо» в том же 1936 году. Скульптура Иодко была более целомудренной: не обнаженной, а в футболке и плавках. Потому, видимо, и послужила прототипом для массового тиражирования. 

Менее благосклонной оказалась судьба к другой скульптуре Иодко — обнаженной купальщице с полотенцем. Их было выпущено гораздо меньше. Но Петрозаводску повезло: он обзавелся обоими вариантами творений Ромуальда Ромуальдовича. К слову сказать, подобных изделий культпрома сейчас осталось очень мало. Купальщиц, по-моему, нет уже ни одной, а вот единичных «Девушек с веслом» в нескольких городах бывшего СССР поддерживают в «рабочей форме», реставрируют и сберегают в специально отведенных парковых местах. 

Надобно вернуть ей весло! 

Почему группу «Мать с детьми » все-таки после войны перенесли к роддому? В 1947 году на одной из открыток, посвященных Петрозаводску, она уже красуется на своем нынешнем месте, причем в окружении фонтанных струек. Дошкольное педучилище перевели в другое здание — и на старом месте скульптура уже смотрелась чужеродной. 

Скульптуру в 1947 г. окружал небольшой фонтан

К новой службе ее, конечно, подготовили — выкрасили и подремонтировали, поскольку во время оккупации рука старшего мальчика уже была надломлена и посему заботливо подвязана ремешком. Этот персонаж скульптурной композиции первым попал под удар времени. То ли арматура руки уже была безнадежно испорчена ржавчиной, то ли мяч тяжеловат, то ли роддомовскому завхозу надоело тратить деньги на ежегодную реставрацию, но только к 1980 г. мальчика с мячом на постаменте уже не было. Сейчас группа состоит только из двух персонажей — матери и младшего дитяти. Правда, и младшенький тоже не раз подвергался ремонту. Мой знакомый, писатель и скульптор Гриша Салтуп ничуть не скрывал, что был автором нескольких таких поновлений. 

А вот копии девушек Р.Иодко в нашем городе чувствуют себя превосходно. Они очень мало пострадали от времени и так же неплохо выглядят, как и во времена своей молодости, то есть почти 80 лет тому назад. Единственное, чего недостает — весла у девушки, которая справа. 

Точно такая же девушка с веслом сохранилась в Хабаровске (фото с лева, справа - скульптура в Петрозаводске).