23 ноября 2015, 16:53

Учеников вечерней школы Петрозаводска бросили как слепых котят

Депутаты Петросовета озаботились судьбой единственной в Петрозаводске вечерней школы.

В советские времена вечерние школы были обычным явлением. Сейчас в Петрозаводске сохранилась единственная вечерняя школа МВСОУ ПГО «Центр образования», расположенная на Кукковке. Недавно над этим учебным заведением сгустились грозовые тучи. Петрозаводский Центр образования из-за низкой успеваемости учащихся не прошел государственную аккредитацию. Для учеников выпускных 9-х и 12-х классов это означает, что сдавать экзамены им придется в других школах города. 

Обеспокоенные своим неожиданно изменившимся положением учащиеся обратились за помощью к депутату Петросовета Павлу Сандбергу. 19 ноября на депутатской комиссии по образованию был рассмотрен вопрос о ситуации, сложившейся в вечерней школе.

Пытаясь разобраться в перипетиях Центра образования, депутаты столкнулись с системными проблемами, нависшими над вечерними школами России. 

Без поблажек на сложный контингент

Как случилось, что Центр образования, где обучаются 300 человек, не смог пройти аккредитацию, и что теперь делать учащимся? Депутаты пытались выяснить именно эти два принципиальных вопроса. 

Одна из причин -  это очень сложный контингент детей, с которыми приходится работать этой образовательной организации,

- сказала руководитель управления образования петрозаводской администрации Наталья Добродеева.   

Не секрет, что сегодня отметки учащихся напрямую влияют на показатели, по которым оцениваются российские школы. В этой ситуации школы всячески пытаются избавиться от слабых или неуправляемых подростков, «выдавливая» их в вечерние школы. Однако при аккредитации учебных заведений требования ко всем предъявляются одинаковые.

Никого не волнует, что в вечерние школы, как правило, попадают учащиеся, которые по самым разным причинам оказались «нежелательным элементом». Для того чтобы дотянуть их до уровня хотя бы слабой тройки, педагогам приходится трудиться вдвойне, выступая порой не просто учителями, но и опытными психологами.      

  

В основном школы пытаются избавиться от таких детей, которые сложные и которые не могут сдать ЕГЭ. Им приходится идти в вечернюю школу. Понятно, что в вечерних школах требования немного сниженные. Почему нет дифференцированного подхода, почему не используется смягчающий фактор? Вечерние школы и были созданы для того, чтобы можно было совмещать и работу, и учебу,

- недоумевал депутат Павел Сандберг.

- В рамках государственной итоговой аттестации требования едины для всех, - строго заметила Добродеева.

Сандберг рассказал, что руководители вечерних школ других карельских городов и поселков говорят, что при нынешнем подходе аккредитацию им не пройти, так как «уровень будет намного ниже, чем предъявляет аккредитация».

Руководитель управления госконтроля карельского Министерства образования Светлана Шамовнева предельно четко расставила акценты: 

Требования ужесточаются на федеральном уровне, потому что требования ужесточаются к качеству образования.

По ее мнению, обсуждать эту проблему бессмысленно, так как все равно изменить ничего нельзя. Она сообщила, что помимо петрозаводского центра аккредитацию не смогла пройти лоухская вечерняя школа. Даже некоторые общеобразовательные школы не выдерживают требований аккредитации по определенным видам деятельности.

Мы не можем снижать требования, ориентируясь на контингент,

- сказала она.

Пойди туда, не зная куда

Шамовнева в отказе в аккредитации петрозаводскому центру не видит никакой трагедии. Она объяснила, что Центр образования может беспрепятственно продолжать процесс обучения, правда, экзамены выпускники вынуждены будут сдавать в других школах города.

То, что чиновникам видится как несложный процесс, для выпускников вечерних школ превратилось в настоящее испытание. «Косяки», которые допустили в городском управлении образования, случайно всплыли уже на заседании депутатской комиссии. 

В начале декабря выпускники должны написать сочинение. По словам директора Центра образования Ирины Золотой, в городском управлении образования ей объяснили, что сдавать сочинение выпускникам вечерней школы придется в других школах.

По словам самих выпускников, они испытали настоящий шок, узнав о том, что им придется самостоятельно искать школу и для написания сочинения, и для сдачи экзаменов.

Многие столкнулись с банальным отказом. Некоторые образовательные учреждения, прикрывшись уставом, попытались «отсеять» тех, кто перешагнул 18-летний рубеж. Выпускникам пришлось буквально пробиваться через административные кордоны, чтобы реализовать свое конституционное право на образование.

 Ирина Золотая вместе с выпускниками вечерней школы 

- В школах смотрят на возраст. Мне 27 лет. Кто меня возьмет? Только после того, как мы обратились в управление образования, нам стали разрешать сдавать экзамены в обычных школах, - рассказала выпускница Ольга Амельченко.

На заседании депутатской комиссии выяснилось, что можно было лишний раз не травмировать учеников и сдать сочинение в Центре образования.    

Написание сочинения не относится к государственной итоговой аттестации. Ребята могут писать сочинение в Центре образования, их оттуда никто не гонит,

- удивила Светлана Шамовнева.

Кажется, это стало новостью не только для директора центра, но и для Натальи Добродеевой, которая, правда, предпочла эту тему не поднимать. Как призналась Ирина Золотая, сейчас что-то уже невозможно изменить, так как данные по выпускникам занесены в базу данных Министерства образования.

У меня не было оснований не доверять управлению образования,

- объяснила она свою неосведомленность.

Нежелательный элемент  
   
До 1 февраля выпускникам Центра образования необходимо определиться с тем, где они будут сдавать экзамены. Из 65 выпускников-девятиклассников «место под солнцем» пока не нашли 28 человек, а из выпускников двенадцатых классов не определились 6 человек. 

Учащиеся рассказали, что сначала в городском управлении образования им посоветовали самостоятельно искать школу, где можно было сдать экзамены. Ребятам пришлось обращаться в Министерство образования, в городскую прокуратуру, в Петросовет, чтобы на них обратили внимание. 

Для нас это стало дополнительным психологическим испытанием. Меня в школе № 38 не приняли, сказали, мол, мы не знаем вашего уровня образования, мы не верим, что вы сдадите русский и математику. Мне сказали, идите в ту школу, которую вы заканчивали,

- сказала Марина Афанасьева.

Любовь Терентьева рассказала, что она добилась включения в число сдающих экзамен только после того, как удачно написала пробное сочинение.                  

Мы работаем в тех условиях, в которых мы оказались, для того чтобы минимизировать негативные последствия неаккредитации центра образования для выпускников, -

заметила Наталья Добродеева.

По ее словам, выпускников сейчас равномерно распределяют по школам города, чтобы «не рухнули» образовательные учреждения, получившие избыток «сложного контингента». Можно представить себе психологическое состояние учащихся, которых воспринимают как нежелательный элемент.

Подобные моральные издержки можно было бы свести к минимуму, если бы выпускников сразу же централизованно распределили по учебным заведениям, а не бросили как слепых котят в стихию российского образования, где показатели стали важнее человеческих судеб. 

Центр образования имеет право вновь пройти аккредитацию только через год — не раньше осени 2016 года. За это время необходимо серьезно повысить уровень образования учащихся. Каким образом? - вопрос открытый. По словам Ирины Золотой, предложение о переходе на очно-заочную форму обучения в управлении образования отклонили, сославшись на дефицит денег. Речь шла всего о 2-3 дополнительных ставках для педагогов.      

Депутаты Петросовета договорились вновь вернуться к теме будущего вечерней школы в январе 2016 года.