Александр Меркушев: "ЕГЭ – надо ли с ним бороться?"
- Итак, быть или не быть ЕГЭ – вопрос ближайшего времени. 29 апреля Министерство образования России дало добро не считать ЕГЭ аттестационным школьным экзаменом. Тогда у меня простой вопрос: а как мы будем оценивать работу школы?
Почему уже около 20 лет лихорадит наше образование, и можно ли было всего этого избежать? На эти вопросы я попробую дать ответы в этой статье.
В 1991 году перестал существовать СССР – государство, создавшее систему образования, которую получила в наследство современная Россия.
Образование – важнейшая отрасль культуры любого высокоразвитого современного государства, а сам институт культуры того или иного общества, как и институт права, очень консервативен и формируется веками.
Так, например, история системы образования России насчитывает примерно 250 лет. То есть она формировалась столетиями, претерпевала те или иные изменения, реформировалась под те или иные общественные и государственные требования.
В 1992-1993 годах современная Россия столкнулась с кризисом государственности, в котором также оказались институты культуры и права. Это лежащие на поверхности причинно-следственные связи, из-за которых лихорадит наше образование. В такие периоды всегда появляются горе-реформаторы, которые точно знают, как решить ту ли иную проблему. За примерами далеко ходить не нужно: Гайдар, Явлинский, Ясин и другие – это в экономике. С чередой сменяющих друг друга министров такие же явления были свойственны и культуре. То же самое и с министрами образования нашей страны.
Именно в это время образование двинулось в плавание без руля и ветрил. Госзаказ умер. Общественный контроль исчез, а во всех бедах усмотрели вину сложившейся системы образования! Тут вам и низкое качество образования, и коррупция в школе и вузах и так далее.
Вот в такие критические времена и появляются реформаторы и реформы. И карьеру можно сделать, будь нахрапистей других и стань первым, и денег «срубить» по-легкому. И всегда можно оправдаться, скажем мягко, за неизвестно куда потраченные деньги. Да, не доглядел! Каюсь, так ведь дело-то новое! Но проходит время, и общество, заметьте, не государство как важнейший институт общества, а граждане и гражданские институты начинают бить тревогу по поводу случившегося! Так как они быстрее, чем государственная машина, видят совершенную ошибку, а госмашина работает в прежних догмах, ведь во главе стоят те, кто эти реформы предложил! Как они могут убить свое дитя?! Это значит отнять у себя хлеб! Да что там у себя: на кону все!
Кто это может остановить? Только широкий общественный протест, и хорошо, если бы в этом участвовали те, кто наших детей учит!
Увы, не все в жизни так просто.
Депутатский корпус всех уровней – это прямые представители общества в государстве. Вот кто может быстрее всех исправить те или иные ошибочные решения. Но, к сожалению, это очень часто не происходит. Тому много причин, но я все это назову коротко: человеческий фактор. Так как основные инициативы по отмене ЕГЭ идут из Карелии, от ее научной общественности и работающих с ними в контакте граждан и депутатов, то я и буду брать только наши примеры. Это я о человеческом факторе.
Вопрос о целесообразности или нецелесообразности дальнейшего сохранения ЕГЭ в том виде, в котором он сегодня существует, не так прост, как кажется. Взрослые уже не учатся, то есть не сталкиваются с этой проблемой напрямую. А когда сын или дочь уже пошли сдавать ЕГЭ, то ничего не изменить, кроме как найти деньги не репетитора и готовить свое чадо для успешной сдачи нужного экзамена. После таких действий для семьи вопрос закрыт.
А то, что сыну или дочери трудно учиться в вузе, а иногда и невозможно, так как у них пробелы в тех знаниях, которые должна была дать школа, родители и не догадываются.
А дети не в состоянии осознать в силу понятных причин, что их ожидает на выходе из школы, да и что они могут сделать? Они же от нас ждут защиты! А мы, взрослые, не понимаем, что делать в этой ситуации. Таким образом, пороки той или иной системы образования удается долго скрывать. Инерцию мышления общества еще никто не отменил. Но именно в обществе, а не в государственной машине появляются люди, которые начинают бить тревогу. Именно такие люди собрались в Карелии в группу единомышленников. Она,эта группа, провела большую работу по сбору статистических материалов, смогла их обобщить, чтобы опираться на реальные цифры и факты. Только после этого началась открытая борьба против ЕГЭ.
Сегодня по России катится волна протестов против использования этой формы проверки знаний в школах, так как статистика напрямую указывает на то, что ЕГЭ стал инструментом разрушения полного и неполного среднего образования.
Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия по инициативе фракции КПРФ 19 марта 2015 года единогласно поддержали инициативу об упразднении аттестационных функций единого экзамена для школ России. 18 ноября 2015 года Государственная Дума рассмотрела нашу инициативу. В результате за законопроект проголосовали 153 человека, то есть 34 процента депутатов. Не голосовали – 297. «За» голосовали: фракция ЛДПР – 100 процентов; «Справедливая Россия» – 54 человека, не голосовали 10; КПРФ - поддержали 40 человек, не голосовали – 52! «Единая Россия» – 3 «за»!
18 февраля 2016 года депутаты ЗС РК единогласно приняли обращение к Председателю Правительства и спикеру Госдумы с предложением отменить базовый ЕГЭ по математике как разрушающий отечественное образование.
2 марта 2016 года ученый совет матфака ПетрГУ требует незамедлительно отменить базовый ЕГЭ по математике. Совет принял открытое обращение к Президенту РФ В. В. Путину.
А вот комитет Законодательного Собрания Карелии по образованию, спорту, культуре и делам молодежи 11 мая на своем заседании отклонил наш законопроект об отмене базового экзамена по математике как выпускного в школах России. Против инициативы проголосовали депутаты «Единой России». Такое странное, на мой взгляд, поведение наших коллег-депутатов можно объяснить лишь предстоящими выборами и тем самым человеческим фактором. Очевидно, что мы предприняли слишком серьезные шаги против дальнейшего существования системы ЕГЭ в России и против разрушения нашей школы. Самое важное во всем этом то, что мы в своей работе не одиноки: по стране пошел вал протестов против ЕГЭ, а значит, мы это зло должны победить!
Александр Меркушев,
Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия,
заместитель председателя Конституционного Комитета,
руководитель фракции КПРФ