Зачем депутаты снизили прожиточный минимум карельского пенсионера?
10 ноября депутаты Законодательного собрания РК снизили размер прожиточного минимума пенсионера на 2017 год. Это решение вызвало бурю негодования среди жителей республики. Волну общественного возмущения подхлестнуло то обстоятельство, что за последнее время депутаты дважды меняли прожиточный минимум в сторону уменьшения.
Что происходит? Отчего народные избранники идут на столь непопулярные решения и как они повлияют на материальное положение получателей пенсий?
С помощью специалистов карельского Министерства социальной защиты, труда и занятости мы попытались детально разобраться в том, как и почему принимались эти решения и какое будущее ждет малообеспеченных пенсионеров республики.
Один уровень – две цифры
В природе российского законодательства существует две величины прожиточного минимума пенсионера. Один прожиточный минимум рассчитывается по установленной законодательством методике, исходя из реально сложившихся на данной территории потребительских цен на товары и услуги. Он меняется ежеквартально, в соответствии с поведением цен.
Отдельно рассчитывается прожиточный минимум для детей, граждан работоспособного возраста и пенсионеров. К примеру, во втором квартале 2016 года в Карелии прожиточный минимум для пенсионеров установлен в размере 10255 рублей. Этот постоянно «плавающий» прожиточный минимум отражает реальный уровень жизни в регионе и используется для предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам.
Вторая величина прожиточного минимума пенсионера устанавливается региональным парламентом на целый год и служит исключительно для социальной доплаты к пенсии. Именно ее и меняли депутаты ЗС РК.
Если материальное обеспечение неработающего пенсионера, в которое входит пенсия и различные социальные выплаты, ниже установленного в регионе прожиточного минимума пенсионера, то государство обязано доплатить человеку до величины прожиточного минимума.
На 2016 год в Карелии прожиточный минимум пенсионера был установлен на уровне 8803 рубля. К примеру, если материальное обеспечение пенсионера составляет 6803 рубля, то в 2016 году ежемесячная доплата составляет 2 тысячи рублей.
Именно эту величину депутаты и изменили, когда принимали закон о прожиточном минимуме пенсионера на 2017 год. Сначала его снизили до 8593 рублей, а 10 ноября приняли решение опустить прожиточный минимум до 8540 рублей.
По финансовым соображениям
Если первая величина прожиточного минимума рассчитывается, исходя из утвержденной законодательством методики, то как появляется величина второго прожиточного минимума пенсионера, не совсем ясно. Единой методики расчета не существует. В российском законодательстве можно найти туманную формулировку, что этот прожиточный минимум устанавливается на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания.
Фактически регионы ориентируются на ту величину прожиточного минимума, которая устанавливается в законе о федеральном бюджете.
На 2016 год в России прожиточный минимум пенсионера установлен на уровне 8803 рубля. В Карелии традиционно прожиточный минимум строго соответствует установленному на уровне страны.
Для этого есть веские основания материального характера. Если субъект Российской Федерации принимает прожиточный минимум выше общероссийского, то весь объем социальных доплат к пенсиям ложится на региональный бюджет. Когда он ниже или совпадает с общероссийским, то все доплаты осуществляются из федерального бюджета.
В Карелии социальные доплаты к пенсиям получают порядка 13 тысяч человек. В Пенсионном фонде Карелии подсчитали, что если установить прожиточный минимум на 2017 год на уровне 10 255 рублей, то придется дополнительно найти в бюджете Карелии 700 миллионов рублей.
В случае установления прожиточного минимума в первоначальном варианте - 8593 рубля, дополнительные затраты составят 320 миллионов рублей.
Только в 14 регионах страны решились пойти на установление прожиточного минимума выше общероссийского и взять затраты на социальные выплаты к пенсии на себя. Глубоко дотационная Карелия, накопившая огромный государственный долг, на такой шаг не решилась.
Поспешишь – народ разозлишь
Почему карельские депутаты дважды в течение двух недель снижали прожиточный минимум? Все банально.
В первоначальном проекте федерального бюджета на 2017 год прожиточный минимум пенсионера был установлен в размере 8593 рубля. Эта цифра попала в законопроект о прожиточном минимуме на 2017 год, который был прият на заседании ЗС РК 27 октября.
На следующий день, 28 октября, в Госдуму был внесен новый проект федерального бюджета, где прожиточный минимум был снижен до 8540 рублей. Карелия, поспешившая принять закон, оказалась в непростой ситуации - либо вновь менять минимум, либо искать дополнительно 320 миллионов рублей. Выбрали первый вариант.
Ситуация, когда на фоне неуклонного удорожания жизни российское правительство предлагает снизить прожиточный минимум, выглядит, мягко говоря, странно.
Объяснения, что в 2015 году, когда инфляция била рекорды, приняли слишком высокий прожиточный минимум на 2016 год, а теперь его откорректировали в соответствии с реальными инфляционными процессами, лично у меня вызывают не самые добрые эмоции. Вряд ли кто-то из тех, кто принимает подобные решения, пытался прожить на этот минимум.
Пострадавших не будет?
Логично предположить, что раз уровень прожиточного минимума на следующий год снизили, то в 2017 году пожилые люди с низкими доходами получат уменьшенные суммы социальных доплат к пенсиям. Но это не так, точнее, есть все основания говорить, что этого не произойдет.
Дело в том, что на рассмотрение в Госдуме находится законопроект, вносящий изменения в федеральный закон о государственной социальной помощи. Законопроект сохраняет социальные выплаты пенсионеров, которые получали надбавку к пенсии в 2016 году. В документе сказано, что объем социальных выплат должен быть «не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года».
Попросту говоря, те, кто получал в 2016 году доплаты до уровня в 8803 рубля, продолжат их получать в прежнем объеме и в 2017 году.
А что будет с теми, кто выйдет на пенсию в 2017 году и у кого ее размер окажется ниже прожиточного минимума?
Если верить пояснительным документам к законопроекту и комментариям министра труда России, эти люди тоже должны получить социальную доплату, исходя из минимального прожиточного минимума, действующего в 2016 году. То есть из расчета прожиточного минимума в 8803 рубля.
Другими словами, не должны пострадать ни те, кто уже получает доплату, ни те, кто выйдет на пенсию в 2017 году. Учитывая, в какое непростое время мы живем, вряд ли есть смысл заглядывать в 2018 год.
Изменения в закон о государственной социальной помощи, которые не позволят ухудшить положение пенсионеров с крайне низкими доходами, предполагается принять в ближайшее время. Мы будем внимательно следить за дальнейшим развитием событий.