Что станет с "Творческой мастерской" и куда переедет филармония?
Мы уже писали о том, что Государственный театр драмы «Творческая мастерская» третий десяток лет ютится в приспособленном помещении, единственный из всех в Петрозаводске дает по шесть спектаклей в неделю при полном зале и ждет перемен.
Надежда забрезжила, когда работы по реконструкции театра попали в план подготовки к 100-летию республики, которое мы будем отмечать в 2020 году. Но не успели толком приступить к их выполнению, как театр с его планами обустройства был вычеркнут из этого документа. На каком основании это сделано и на что теперь надеяться актерам и зрителям «Творческой мастерской»? Накануне проведения очередной госкомиссии, посвященной 100-летию республики, которая пройдет 29 ноября, мы поговорили с министром культуры Карелии Алексеем Лесоненом.
— Прежде всего следует уточнить, что в здании на ул. Кирова, 12 находятся два учреждения культуры: театр и филармония. Когда формировался план по подготовке к 100-летию Карелии, реконструкция «Творческой мастерской» в него была включена. Курировало этот вопрос на тот момент Министерство регионального развития РФ. Но вскоре министерство было упразднено, его функции были распределены между другими ведомствами. Естественно, были внесены изменения и в акты, которые сопровождают предоставление субсидий.
Часть полномочий по курированию нашего плана перешло к Минкульту РФ, но поскольку оно не может предоставлять субсидии на строительство и реконструкцию (это недопустимые для этого ведомства расходы), то все объекты, которые мы хотели построить и реконструировать, пришлось исключить из плана.
Зато в перечень работ, на которые Минкульт России имеет право предоставить субсидии, попала реставрация. То есть одни расходы были заменены другими. И нам пришлось внести изменения в план подготовки к 100-летию Карелии.
Таким образом было исключено здание на ул. Кирова, 12, на реконструкцию которого предполагалось выделить 360 млн рублей без учета инфляции. К тому времени уже было сделано техническое задание на проектирование. Оно было составлено с учетом того, что на одной площадке останутся два учреждения, но не согласовано ни в администрации города, ни в надзорных органах.
— Почему его не получилось согласовать?
— Чтобы театр и филармония существовали нормально, надо либо делать надстройку — второй зал, либо делать пристройку во дворе. Надстройка мешает близлежащим домам, закрывает им свет. Вариант с залом в пристройке тоже практически не осуществим, так как под землей на месте ее предполагаемого строительства проходят городские коммуникации — вся коммунальная инженерная инфраструктура района. Если ее выносить за пределы, то это удорожит проект чуть ли не в два раза.
Тогда появился третий вариант — развести эти два учреждения культуры по разным зданиям. Мы прорабатываем с компанией «Охта-групп», которая занимает первую площадку Онежского тракторного завода, вопрос о размещении в бывших цехах современного концертного зала.
За основу взяли проект "Логомо-Холла" в Турку, практически один в один. Наш симфонический оркестр, кстати, выступал в "Логомо-Холле", музыканты хвалили акустику.
При удачном решении этого вопроса здание на ул. Кирова, 12 перешло бы Театру драмы «Творческая мастерская».
Пока могу сказать, что «Охта-групп» заинтересовалась нашим предложением, оно прорабатывается. Но вопрос о разведении двух учреждений культуры по разным зданиям должен быть рассмотрен на заседании госкомиссии по подготовке к празднованию юбилея республики.
— На республиканском уровне этот вопрос не обсуждали?
— Обсуждали. На предварительном совещании в рабочем порядке, когда рассматривали вопрос, что делать с объектами, которые были исключены из плана подготовки к 100-летию Карелии. Минкульту РФ дано поручение в том числе изыскать возможности, как профинансировать такой проект. В настоящий момент мы ищем пути, как это сделать. Ясно, что Минкульту потребуется помощь и других органов власти.
— Каковы перспективы у других объектов, которые также были исключены из плана подготовки к юбилею республики?
— По другим объектам мы уже решили вопросы. Часть муниципальных зданий попала под реставрацию, например социально-культурный молодежный центр в Сортавале, где уже работа выполнена.
Решены вопросы в Сегеже по реставрации здания, где располагаются музей и библиотека. Мы также уже начали улучшать материально-техническое состояние домов культуры в Медвежьегорске и Суоярви. Дело в том, что сейчас есть программа по созданию цифровых кинозалов, и мы вошли в нее, нам выделили средства на то, чтобы помещения привести в порядок. И дальше будем работать по улучшению этой инфраструктуры, приведем в порядок эти дома культуры.
В любом случае все вопросы по реконструкции к 2020 году должны быть решены. Театр и филармония должны быть в новых зданиях или в одном, но реконструированном.
— Реконструкция — это одна проблема, но есть и другая. Та же «Творческая мастерская» недавно вернулась с театрального фестиваля в Коми, где успешно выступила. А коллеги и критики в кулуарах говорили нашим артистам: «Хороший у вас театр, только бедный». Не обидно слышать такие слова?
— У нас все театры, да и другие учреждения культуры, живут небогато. Свои проекты они реализуют с привлеченными средствами. И это стандартный вариант, когда надо искать дополнительные средства. Бюджет республики берет на себя заботу о заработной плате, коммунальных платежах и так далее, а на собственные проекты необходимо зарабатывать.
«Творческая мастерская» выходит из общего ряда, у нее маленький зал, в котором всего 80 мест. Тут вопрос надо решать не с позиции бедности или богатства, а с позиции наличия или отсутствия инфраструктуры для наращивания потоков зрителей.
— Получается замкнутый круг: надо наращивать потоки, но инфраструктура не позволяет, надо ее улучшать, но зрительный зал маленький, выручки на все нужды не хватает…
— Нельзя все же сказать, что мы театру не помогаем. Мы обновили совсем недавно его звуковое оборудование, сделали ремонт помещений, то есть не оставили театр без поддержки, средства вкладывались. Они были достаточны, чтобы поддержать театр на существующем уровне, но чтобы шагнуть дальше, нужны кардинальные решения.
В любом случае скоро состоится совет попечителей, куда входят Сергей Катанандов, Валентина Пивненко, Андрей Мазуровский. Там обговорим, какие возможности есть, чтобы разрешить назревшие вопросы.
— Если так трудно решаются вопросы, может, поступить кардинально: закрыть, да и все?
Наша принципиальная позиция — наличие пяти театров вместе с негосударственным Аd Liberum делает Петрозаводск непровинциальным городом.
И это его особенность на фоне других небольших по численности городов. К тому же у нас есть полный цикл музыкального образования. В регионах всего 12 консерваторий, одна из них в Петрозаводске. Только 30 имеют у себя филармонии. У нас есть. Наличие стольких театров на душу населения — тоже особенность Петрозаводска. Если бы ее не было, то и не было бы такого интереса к городу.
Так или иначе, эти учреждения работают на так называемую инвестиционную привлекательность территории, на то, что люди хотят здесь жить и остаются, и на то, что здесь создана такая благоприятная интеллектуальная среда. Такая плотность культурных учреждений порождает культурных людей. А если эту среду, которая не нами создавалась, начать сокращать, то она, как шагреневая кожа, скукожится, потому что моментально появится соблазн оптимизировать еще и еще. Тут нужно подходить очень осторожно.
Театры создаются не один год, труппы формируются десятилетиями, они существуют как отдельные организмы, и вмешиваться в их жизнь предосудительно. Даже с точки зрения закона государство в творческий процесс входить не должно, оно только обеспечивает нормальное существование.
Так что мы за то, чтобы разрешить проблему театра и филармонии к вящему их удовольствию. К тому же появление в Петрозаводске большого зала-трансформера позволит городу «перетянуть» многие большие события Северо-Запада, что тоже будет способствовать развитию республики.