Железная женщина - Тамара Румянцева: "Не надо гасить порывы"
29 октября у актрисы «Творческой мастерской» Тамары Васильевны Румянцевой юбилей. По такому случаю она приглашает всех в театр на «Разговор по душам».
Генеральную репетицию этого «разговора» она провела со мной.
— Я готова к юбилею. Была в санатории, пила марциальную воду, ела железо, теперь я «железная женщина», — призналась она... И вместо «предъюбилейного интервью» получился искрометный и проникновенный, как и все ее роли, монолог о времени и о себе.
Мои интернеты
Актрисой я стала случайно. Хотя ничего случайного в жизни не бывает. Все куда-нибудь да ведет. Я после блокады Ленинграда сильно болела. У меня был туберкулез. В школу ходила редко. Игрушек у меня не было никаких, только самая дорогая - мамина рука. Мама ложилась ко мне, давала руку, и я повязывала на нее носовой платочек, как на кукольную головку, и играла. Это была моя самая теплая и родная игрушка.
Весь день работало радио. Тогда это был наш Интернет.
Я прослушала все передачи о композиторах, все оперы, радиоспектакли, детские и взрослые. Даже свой певческий голос я поставила по радио, потому что пела со всеми певцами.
Позднее, когда возвращалась из кино, проигрывала все фильмы, исполняя роли всех актеров. Видимо, актерство было во мне. Но мечтала я стать врачом.
Арина Пантелеймоновна в "Женитьбе" Н.Гоголя. 1997.
Наши родители хотели, чтобы их дети обязательно получили высшее образование. Матери работали на 3-5 работах, только чтобы выучить детей. А мы, дети блокады, мечтали пойти учиться или в мед, или в пединституты. Но я не прошла во Второй медицинский и, чтобы не терять время, пришлось окончить фармакологическое училище.
В аптеке при больнице делала порошки.
Это была жесткая работа. Надо было помнить, какие ингредиенты и сколько я положила в каждый порошок за всю смену, потому что в конце ее провизор брал рецепт, называл ингредиенты, а я должна была сказать, сколько отвесила в этих порошках составляющих.
Но так как я была очень подвижная, то, взвесив порошки, бежала на кухню, где пела и танцевала — скидывала накопившуюся энергию.
Однажды в больнице устроили концерт. Артисты Ленконцерта играли сценки, а я читала юмористический рассказ. После выступления они подошли ко мне и спросили, не хочу ли я поступать в театральный институт.
— Я не думала.
— Советуем. Мы поможем подобрать материал.
В театр в обеденный перерыв
Тогда, кроме нашего института, набирали МХАТ, ТЮЗ. Мне сказали, поступай везде. Это потому, что я очень стеснялась: выйду, покроюсь румянцем, вцеплюсь в стул, который ставила перед собой - считала, что у меня некрасивые ноги.
В МХАТ я поступала вместе с Жанной Прохоренко, в ТЮЗ — с Ольгой Волковой. Ездила на экзамены в обеденный перерыв, и на работе никто ничего не знал.
Поступки наотмашь
Мои родители никакого отношения к театру не имели. Мама была деревенской певуньей, а папа гармонистом. Решительные, они совершали поступки наотмашь. Молодыми построили себе дом в деревне в Тверской области, завели корову, хозяйство, но тут партия призвала осваивать Сибирь. Они все продали и с одним чемоданчиком отправились на станцию Зима. Народу там собралось много, работы не хватало. Они помыкались, помыкались и вернулись на место, где у них ничего не осталось. В это время под Ленинградом в Парголово стал организовываться совхоз «Тепличный». Партия объявила призыв, и они поехали туда.
Кукушкина."Доходное место" Н. Островского. 1994.
Но мама мечтала о Ленинграде. Она ведь родилась в этом городе, потому что моя бабушка жила здесь по распоряжению тверской помещицы и продавала яйца с ее птицефермы. Но это отдельная история.
Словом, маме хотелось, чтобы у нее была комната в квартире, чтобы вход из парадной. Однажды папа шел по Ленинграду, увидел дворника и спросил, нет ли свободных комнат. Тот отвел его к управляющему:
— Если выроешь и зацементируешь яму, из конюшни сделаешь квартиру, то одну комнату отдам тебе, — пообещал управдом.
Это был дом постройки 1834 года на перекрестке Вознесенского проспекта и Казанской улицы, между четырьмя соборами: Казанским, Троицким, Никольским и Исаакиевским. Вместо первого этажа располагались конюшни, а рядом прачечная с деревянными корытами и печью с котлом. Отец все сделал, и наша жизнь в этой коммунальной квартире длится до сих пор. Хотите увидеть настоящих блокадников — идите в баню или загляните в коммуналки.
В зале стоял рев, когда показывали Ленинград
Решительность мне передали родители по наследству. В августе после первого курса мы отдыхали на море. Купаемся в Гаграх и получаем телеграмму: «Срочно возвращайтесь в Ленинград!» Тогда ведь все студенты в сентябре ездили на картошку, на уборку урожая. В институте предложили на выбор: либо работать на стройке, либо ехать на целину.
Я, конечно, на целину. Стройка — это неинтересно. Так вместо учебы мы отправились в Казахстан, Кокчетавскую область, в совхоз «Ленинградский».
Ехали неделю в товарных вагонах без еды, воды и туалета. Пока ехали по Европейской части, останавливались чаще, а за Волгой перегоны были по 8-10 часов. Местные разбегались, когда на остановках из товарняка вываливались 400 человек - студенты театрального, педагогического имени Герцена и военно-механического вузов, поэтому кормили нас по ночам в солдатских столовых.
Галчиха. "Без вины виноватые" Н. Островского. 2005.
Нас, три института, поселили в одном зернохранилище. Это было гигантское сооружение. Тут стояли наши койки, здесь же скакали лошади и ездили грузовые машины с зерном. Очень романтично.
А в столовой вода была соленой, компот соленый, суп соленый. На лакомство нам привозили цистерну пресной воды, но она быстро кончалась. Чтобы зачерпнуть со дна, я и моя однокурсница Аня Тарасова как самые маленькие брали ведра, забирались на цистерну, нас брали за ноги и опускали вниз головой. Так мы черпали воду.
Мужчины работали на уборке хлеба, а нас послали полоть сад.
Трава была выше человеческого роста, а саженцы прятались где-то в ней. Нам надо было найти их и убрать всю траву тяпками. Давали полосу, которую никогда не осилить. Тяпки снились по ночам.
Потом мы стали примерзать к кроватям, а нам сказали, что мы останемся еще на два месяца, правда, нас расселили по домам. Кино привозили редко. Когда в журнале перед началом фильма показывали Ленинград, раздавался рев, рыдали все.
А через три месяца нас посадили в нормальные вагоны, где в туалете даже была вода. Это был шок.
Евлампия Захаровна. "Вдовий пароход" И. Грековой и П. Лунгина. 2000.
Когда мы вернулись, наши однокурсники-строители устроили нам прием в коммуналке, где жил Жора Штиль. Накрыли столы, было очень трогательно. На следующий день пришли в институт и не узнали ребят. Они побрились, постриглись, вымылись, их лица стали наполовину белыми, наполовину черными — трогательные и смешные.
Двенадцать месяцев и мальчик-с-пальчик
У нас было два параллельных курса. Один вел знаменитейший педагог Борис Федорович Зон - аристократ, педант, красавец. Он и студентов набирал себе под стать: красивых, интеллигентных. У него училась Лена Бычкова. Второй вела Елизавета Ивановна Тиме, народная артистка, актриса Александринки. У нас были ребята попроще.
Марья. "Марьино поле"О. Богаев.2008.
Делаем этюды. Пара студентов изображает игрушку – двух медвежат, которые попеременно ударяли воображаемыми топорами по воображаемому бревну. С одной стороны — Коля Панкратов из бывших солдат, а с другой — не помню, кто-то из городских. Елизавета Ивановна смотрела, смотрела: — Молодцы, молодцы... Но знаешь, ты как-то недостоверно, — обращается она к одному. — Вот у Коли ну совершенно тупое лицо. Он поворачивается: — Елизавета Ивановна, а я еще не играл.
Сеньора Тереса, "Та самая Дульсинея " А. Володина. 2012.
Экзамен по французскому. Одно из заданий – перевод сказок. Те, кто неплохо знали язык, заранее сделали подстрочный перевод текстов. Студент получает текст, сообщает товарищам, и те передают подстрочник. Пошел Коля, ему тоже передали перевод. Сидит комиссия — наш педагог Берта Николаевна, старенькая, очень интеллигентная женщина, и еще два человека. Коля начинает переводить. Берта Николаевна покрывается пятнами, а комиссия кивает: - Замечательно, можно пятерку ставить.
— Нет, нет – возражает наша учительница. —- Он не очень знает французский, просто... подготовился… — Ну, четверку-то можем поставить? Она мялась, мялась: — Ладно.
Коля вышел, она вслед за ним.
— Коля, ну ты бы хоть посмотрел на картинку. Ты «Двенадцать месяцев» рассказываешь, а у тебя «Мальчик-с-пальчик»!
Никогда ни о чем не жалею
Первый раз я попала в Петрозаводск с концертной бригадой. Здесь в драматическом театре ставили арбузовскую пьесу, и режиссер пригласила меня. После репетиции вышли на проспект Карла Маркса. Ранняя весна. От тракторного завода, у которого тогда не было дымоуловителей, стоял ужасный запах, на газонах — черный снег, а на тротуарах — ужасная грязь, смог висит...
— Нет, я никогда не буду здесь жить, — решила я и отказалась от участия в постановке.
Капитолина Петровна. "Баба Шанель".Н.Коляда.2013.
Никогда не говорите "никогда".
В Питере я оказалась без работы и в СТД встретила Штокбанта, главного режиссера драматического театра в Петрозаводске. Он спросил, что я делаю.
— Ничего, - ответила я.
— Срочно приезжай к нам. Срочно! Нам нужна такая актриса, как ты, в «Позднюю любовь».
Так оказалась в Петрозаводске и 40 с лишним лет здесь. Жалею ли, что уехала из Ленинграда? Нет.
Я вообще никогда ни о чем не жалею. Что бы ни случилось – опоздала на поезд, сломала руку — испытание пройдет, все будет хорошо.
Судьба ведет
Не надо гасить порывы. Мы же не знаем, куда судьба выведет. Единственная дочка окончила училище и собралась работать секретарем в музее на Валааме. Я ее поддержала: поезжай!
А сама следом с гастролями. Захожу к директору:
- Где Ксюша?
Он подвел меня к окну: на скамейке сидят дети от 2 до 17 лет и она со всеми общается.
- Вот так работает.
Вскоре ее перевели в Дом культуры. Музей рухнул, а она занимается с детьми. Это ее конек, козырь. Теперь на острове местных жителей практически не осталось, Ксюшу ждут в Сортавале.
Валендра и бюст Ленина
Мне все равно, что играть: пенек, куриную лапку или Василису Премудрую. Но не все равно, в каком театре.
В 1985 году в труппе драмтеатра началось расслоение, мы, восемь ведущих актеров, не вписывались в те отношения, которые выстраивал новый главный режиссер.
К юбилею Победы ставили спектакль. У всех у нас отцы воевали, и мы считали своим долгом отметить эту дату, а нас никого не взяли. Лена Бычкова прочитала в журнале повесть Бориса Васильева «Завтра была война» и принесла Людмиле Живых. Та прочитала и сказала: «Надо ставить». Лена написала сценарий, каждому дала прочитать. Впечатление сильное, но я не хотела играть Валендру.
Подумай, если это играть человеку с отрицательным обаянием, то что получится? Это надо тебе делать,
— убедила Лена.
Мы ушли из театра, создали свой. Как-то играли этот спектакль в музее. Зрители рыдают. Выходим на поклон. Девушка дарит цветы актерам, доходит до меня, у нее последний цветочек. Она протягивает его, потом отдергивает руку: «Нет, я вам не дам». Потом спохватилась: «Простите, простите. Любить вашу Валендру нельзя, это вы так хорошо сыграли».
Сейчас играю в нескольких спектаклях, в том числе и в «Балладах о солдатах». Правда, у меня там роль, как я говорю, бюста Ленина в пионерской комнате. Но спектакль проникновенный. Зрители, даже молодые, плачут, и это трогает. Время другое, но суть человеческая не меняется. И сегодня с людьми надо говорить по душам, только от сердца к сердцу, только открыто.