26 сентября 2016, 11:36

Адмиралы во власти барьеров. Почему топят яхт-клуб?

Как выжить, если, с одной стороны, москвичи со связями, а, с другой, чиновники с «самоконтролем». 

Любой проект можно измерить. Деньгами, вложенными в его реализацию, временем, потребовавшимся на претворение планов в жизнь, новыми рабочими местами или, скажем, объемами производства. Для ООО «Яхт-клуб «Адмирал» лучшим мерилом «плавучести» служат бесчисленные барьеры, которые с мужеством бывалого моряка, видавшего и не такие шторма, пытается преодолеть небольшая карельская компания. Хотя, признался представитель яхт-клуба Юрий Кучеренко, в последнее время у него мелькает мысль все бросить. Правда, лишь на секунду. 

Пять лет – только на проект 

Петрозаводску несказанно повезло от рождения. Он расположен на берегу второго по величине в Европе Онежского озера, которое помимо живописной панорамы дает немало других преимуществ. Например, возможности для развития яхтенного спорта. Однако яхты лишь изредка, в основном во время праздников и фестивалей, появляются на озерной глади. Причина банальна. В Петрозаводске до сих пор нет современной инфраструктуры для привлечения яхтсменов. Этот пробел должен был исправить новый яхт-клуб, земля под строительство которого была выделена в 2008 году. 

Земельный участок под возведение нового яхт-клуба "Адмирал" был выбран на набережной Онежской флотилии. По словам Кучеренко, к созданию нового яхт-клуба изначально подошли предельно щепетильно, сверяя каждый свой шаг с довольно непростым и запутанным законодательством. 

На бумажную волокиту ушло пять лет

Предполагалось возвести целый комплекс для обслуживания не только яхтсменов и владельцев катеров, но и любителей зимой погонять на снегоходах.

Гостиница с рекреационной зоной, где можно было бы сразу приготовить рыбу или сварганить уху, кафе-ресторан, небольшой магазин с сопутствующими товарами, административное здание, помещение для обслуживания катеров и снегоходов, автостоянка, площадка для зимнего хранения катеров, заправочная станция, трансформаторная подстанция, – все это вошло в проект будущего яхт-клуба. 

- У нас возникла серьезная проблема с проектированием водной части яхт-клуба, так как в Петрозаводске за подобную работу никто не взялся. Такой компании мы не нашли даже в Санкт-Петербурге. Пришлось обратиться в московскую компанию "Дарводгео", которая проектировала новую часть набережной Онежского озера, - рассказал Кучеренко. 

В результате был разработан проект будущего комплекса, в котором предусматривалась организация 148 мест для яхт и катеров на воде и 160 мест для зимнего хранения техники. 

Вся бумажная суета затянулась у нас на пять лет. Мы прошли море согласований, проект выдержал государственную экспертизу. Только после того, как были получены все официальные согласования, мы приступили к строительству. Так как яхт-клуб располагается на берегу озера, необходимо было выполнить все требования водоохранного законодательства, которое отличается весьма строгими нормами,

- отметил Юрий Кучеренко.  

Неприятное соседство 

Непосредственно к работам по подготовке площадки под яхт-клуб приступили в 2012 году. Первую серьезную «атаку» яхт-клуб испытал со стороны соседей. Прилегающий земельный участок арендовала московская компания ЗАО «Торговый дом «Славянский ряд». Москвичи не стали слишком церемониться ни с законодательством, ни с карельским яхт-клубом. 

Закрытое акционерное общество из Белокаменной самовольно, не имея на то никаких разрешительных документов, возвело в непосредственной близости от яхт-клуба, прямо в акватории Онежского озера причальное сооружение площадью 1820 квадратных метров, частично перекрыв подход катеров к заправочной станции, запроектированной клубом «Адмирал».

По словам Кучеренко, попытки договориться по-соседски ни к чему не привели.  

Самовольная постройка до сих пор красуется по-соседству 

На то, чтобы отстоять свои права в суде, яхт-клубу «Адмирал» потребовалось несколько лет. К тому моменту ТД «Славянский ряд» сдал участок в аренду ООО «Корабельные мастерские», которое также было привлечено к судебным спорам. Как установил суд, московская компания незаконно возвела причальные сооружения на территории акватории Онежского озера, которая была предоставлена яхт-клубу «Адмирал».

ЗАО «ТД «Славянский ряд» не только не смогло предоставить разрешение на строительство, но даже не сумело доказать, что предпринимало попытки его получить.

По данным Росприроднадзора, компанию неоднократно штрафовали за нарушение водопользования, но все эти штрафы стекали с москвичей, образно говоря, как с гуся вода. 

Только в сентябре 2014 года Арбитражный суд Северо-Западного округа поставил точку в этом споре, подтвердив верность предшествующих судебных решений. Суд обязал ТД «Славянский ряд» снести незаконно возведенное причальное сооружение. 

Неуловимые мстители

Думаете, с тех пор что-то изменилось? Как бы не так. Причал, как и прежде, красуется на берегу озера. Мало того, за забором кипит работа и тяжелая техника открыто средь бела дня продолжает трудиться над израненной акваторией.

На самовольно возведенном причале продолжаются работы

Мы получили исполнительный лист, передали его судебным приставам, и все, на этом все остановилось. Судебные приставы разводят руками, объясняя нам, что не могут найти наших соседей. Говорят, что документы передали коллегам из Москвы, а в Москве не могут разыскать фирму ТД «Славянский ряд» даже для того, чтобы вручить уведомление о необходимости сноса незаконной постройки,

- поделился практикой исполнения судебных решений Юрий Кучеренко. 

Обращения в прокуратуру, Росприроднадзор, Невско-Ладожское бассейновое управление агентства водных ресурсов и другие инстанции тоже не дали результата. Причины такого правового бессилия Кучеренко долго не мог понять, пока ему не намекнули, что за неброской вывеской московской фирмы стоят серьезные люди с хорошими связями, которым не страшны ни судебные решения, ни исполнительные листы. В том, что подобные намеки очень похожи на правду, Юрий Кучеренко убеждается все сильнее. 

Беда не приходит одна

Если с соседями клубу «Адмирал» хронически не повезло, то с властными структурами особо сильных трений никогда не было. Со карельским Минстроем, рассказал Кучеренко, сложились нормальные отношения, а если какие-то недочеты в процессе строительства и допускались, то их оперативно исправляли. Без эксцессов отношения складывались и с городской администрацией. И во времена, когда градоначальником был Виктор Масляков, и при Николае Левине, и при мэрстве Галины Ширшиной. Но с приходом новой администрации все изменилось.

Как рассказал Кучеренко, изначально предполагалось сдать яхтенный комплекс целиком. Действие разрешения на строительство яхт-клуба заканчивается 30 марта 2017 года. 

- В любом случае весь объект мы закончить не можем, так как до сих пор не снесены незаконные постройки. Время идет, но когда будет исполнено судебное решение, неизвестно. Мы решили сдать в эксплуатацию то, что уже построено. Это административное здание, здание для обслуживания техники, подстанция, площадка для зимнего хранения техники, - говорит Юрий Кучеренко. 

В апреле 2016 года городская администрация выдала яхт-клубу разрешение на строительство яхт-клуба в пять этапов, что позволяло постепенно вводить в эксплуатацию объекты капитального строительства.

Кучеренко объяснил, что данный документ несколько облегчал задачу по завершению яхт-клуба, так как позволял эксплуатировать часть построенных зданий и сооружений, которые могли бы приносить пусть небольшой, но доход, а не стоять памятником правовому беспределу.

Однако в июне 2016 года администрация, словно легкомысленная девушка, вдруг передумала. За подписью заместителя главы администрации петрозаводского городского округа, председателя комитета экономики и управления муниципальным имуществом Александра Ратникова вышел приказ, отменяющий поэтапное разрешение на строительство.

Как уверяет Юрий Кучеренко, на письменные запросы на имя главы администрации Петрозаводска Ирины Мирошник и Алексадра Ратникова с просьбой разъяснить, чем же не угодил «Адмирал» новой администрации, ответов так и не было получено. Яхт-клубу пришлось вновь обращаться в суд. 

Представители администрации в суде не смогли доказать законность принятого решения и объяснить, какая муха их укусила, заставив отменить выданное разрешение. В отзыве администрации на исковое заявление есть забавная фраза, мол, «орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить принятый им ненормативный правовой акт». В общем, свалили все на чудеса самоконтроля, вспышки которого, как правило, бизнесу обходятся недешево.  

16 сентября Арбитражный суд Карелии признал недействительным приказ петрозаводской администрации, отменивший разрешение на поэтапное строительство. Причем в данном случае судебное решение подлежит немедленному исполнению, хоть не исключает возможности его обжаловать. 

Суд отметил, что разрешение на поэтапное строительство выдано правомерно. «…Проектируемый морской клуб представляет собой комплекс отдельно стоящих зданий и сооружений, имеющих четкое функциональное значение. Отдельные объекты могут эксплуатироваться автономно», - зафиксировано в решении суда, который ссылается на государственную экспертизу. Короче, самоконтроль обернулся самообманом. Проблемы увидели там, где их не было.  
 
Претензий нет, но подозрения гложут? 

Чем же руководствуются чиновники городской администрации, вынося неправовые решения? Нам удалось встретиться с Александром Ратниковым.  

К яхт-клубу нет никаких претензий. Участок предоставлялся под нужное дело. Городу нужен яхт-клуб, его нет, а собственников катеров очень много,

- обескуражил меня Ратников. 

Но, невзирая на значимость проекта, Ратникова гложут сомнения. Он объяснил, почему в выданном яхт-клубу разрешении на поэтапное строительство он видит угрозу. 

- Проект теоретически может не состояться в том формате, под который предоставлялась земля, то есть комплексный яхт-клуб с гостиницей, с гостевым домом, со стоянками для катеров, с причалом. Весь земельный участок предоставлялся под единый комплекс, - сказал Александр Ратников. 

Он убежден, что когда строительство разбивается на этапы, то возникает вероятность, что работы могут остановиться на полпути. По его словам, теоретически (это слово он повторил неоднократно. - Прим.автора) проект может завершиться вводом в эксплуатацию мойки и административного здания, дескать, полноценного яхт-клуба город может не дождаться. 

- Что вас заставило так думать?

- Восемь лет проект реализуется.

- В наше время тормозятся даже проекты, которые реализуются на бюджетные деньги. 

- Это объекты большие, - возразил мне Александр Ратников. 

Но ведь строительством яхт-клуба занимается не Газпром, а скромная карельская компания с ограниченными, особенно во время повального экономического кризиса, ресурсами. Но Ратников в трудности частного бизнеса вникать не расположен.

Он сказал, что администрация не только намерена оспорить судебное решение в апелляционной инстанции, но еще будет разбираться, на каком основании целевой участок разбит на этапы. 

- А если вы ошибаетесь и из-за своего жесткого подхода к бизнесу, которому и так нелегко, действительно не дождетесь яхт-клуба?

- У нас нет жесткого подхода, - сказал Ратников. 

Он вспомнил о существовании прокуратуры и депутатов, которые нередко критикуют власть, когда на земельных участках, которые выделены на льготных условиях,  «вырастает» совсем не то, что было запланировано. Получается, теперь за все старые огрехи должен расплатится «Адмирал»? И только потому, что у чиновника возникли сомнения, ничем, кроме интуиции, не подкрепленные?  

На территории яхт-клуба активно идут работы

Подобные рассуждения лично мне показались неубедительными. Сейчас на территории яхт-клуба активно строится волнозащитный бруствер, огромные деньги вложены в инженерные сооружения, завершено строительство подстанции.

Получается, миллионы закопали для того, чтобы на берегу Онего построить хозблок и на этом успокоиться? Но такая постройка и через сто лет не окупится. Абсурдность подобного рода рассуждений настолько очевидна, что поневоле заставляет искать скрытые мотивы. 

- А к соседнему участку у вас нет претензий? – поинтересовалась я.

Александр Ратников изобразил недоумение, сообщив, что с проектом соседей не только не знаком, но даже им не интересовался. А поинтересоваться компанией, которая незаконно возвела гидротехнические сооружения, казалось бы, давно пора. 

- А как вы заинтересовались проектом яхт-клуба? 

- Я анализирую изменения документации, изменения разрешений на строительство, которые были перед моим приходом, – объяснил Александр Ратников. 

Но, может быть, участок, который занимает яхт-клуб, просто очень кому-то понравился и удалось подключить «административный ресурс»? Едва я стала задавать этот неприятный, но злободневный для нашей страны вопрос, как Ратников поспешил откреститься от моих предположений.

- Я этого просто не понимаю, что вы сейчас озвучиваете. У администрации есть желание, есть интерес, чтобы этот проект (яхт-клуб. - Прим. автора) реализовался, - уверяет руководитель комитета экономики.   

Откровенно говоря, Александру Ратникову не удалось меня убедить в искренней заинтересованности администрации в появлении нового яхт-клуба. Как минимум странно, когда под лупой рассматривают прошедший все экспертизы проект и заранее сомневаются в добросовестности предпринимателя, вбухавшего серьезные деньги в его реализацию, а на соседнем участке годами продолжается незаконное строительство и это никого не колышет.

За "сомнения" чиновников расплачиваться обычно приходится бизнесу 

Конечно, это можно списать на случайное стечение обстоятельств. Но в подобные совпадения я давно перестала верить. И если я права, то яхт-клубу в ближайшее время придется несладко. 

Остается только удивляться, что в Карелии кто-то еще решается вкладывать деньги, надеясь, что закон их защитит. Кажется, что таких «Адмиралов» скоро совсем не останется.  

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.