Жители Петрозаводска вздохнули спокойнее с новым видом транспорта
Воздушное сообщение с Пудожем и островом Кижи, которое осуществлял летный отряд Северо-западной базы авиационной охраны лесов, возобновилось с 29 ноября. Правда, было это ровно 20 лет назад. Летавшие этими рейсами пассажиры предпочитали добираться до пункта назначения именно по воздуху. Это гораздо выгоднее и быстрее, чем автобусами.
Правда, по их мнению, рейсов явно не хватало. Сказывался недостаток бюджетных дотаций. Но их радовало уже то, что как только озеро покрывается льдом и закрывается навигация, начали взмывать в небо вертолеты и самолеты Лесавиа, увозя в Пудож и Кижи многочисленных пассажиров, которые ранее добирались туда на кометах и автобусах. Автобус до Пудожа шел 8 часов, поэтому начала воздушных перевозок жители республики ждали, как манны небесной. «На самолет стоит билет 138 рублей, а на автобус 160. И ехать долго. Поэтому это удобнее, я считаю. Для жителей Карелии надо на все города пускать такие самолеты», - говорили пассажиры.
Самолет на Пудож добирался меньше, чем за час. Рейсов могло быть куда больше, но все упиралось в финансы. Предприятию «Лесавиа» в 90-е годы крепко досталось, оно с трудом держалось на плаву. Перелеты наполовину дотировались из республиканского бюджета. На тот сезон было выделено 548 тысяч рублей. А без них билет на Пудож по себестоимости обошелся бы в 500 рублей, а не в 138. И в таком случае не то, что рейсы преумножать, а и эти продать было бы некому. В советские годы, когда билет стоил всего 6 рублей, в день летало до 30 самолетов. В 2000 году летал один — три раза в неделю.
«В свое время было очень много рейсов. Потому что это было возможно. Могли себе позволить пассажиры летать самолетами. Ну и мы себе могли позволить такие перевозки. Летали на Пудож — до двадцати рейсов в день было. И на Сегежу, Калевалу, Сортавалу», - Вадим Иванов, командир летного отряда «Лесавиа». С тех пор изменилось многое. Предприятие переходило на хозрасчет, было обанкрочено, но возродилось, как подразделение федеральной структуры. А вот специалисты-пилоты и тип самолетов остались прежними. «Этот тип летает с 1949 года. До сегодняшнего времени! И пока замены ему нет. И за это время очень редкий случай, чтобы был какой-то серьезный отказ техники. На нашем предприятии... был один случай, но все обошлось благополучно», - отметил Вадим Иванов.
Пассажиры тоже назвали Ан-2 самым надежным. Управлял им Николай Петров, летчик с 28-летним стажем, он провел в воздухе 13 тысяч часов. «На земле больше всяких проблем, чем в воздухе, - улыбался он. - В основном бумажные проблемы». Это согласования, разрешения, запреты и, как ни странно, получение метеосводки. По словам летчиков, получить верный прогноз было трудно. Но самая большая трудность — в распространении билетов. Заниматься этим могла только определенная компания, которая заботилась о том, чтобы билет, приведенный к международному стандарту, являлся страховым полисом пассажира. «Получается так: что на Пудож лететь, что на Париж, что на Ил-86, что на Ан-2 — условия одинаковые, требования одинаковые по продажам», - не соглашался с такой постановкой вопроса командир летотряда. Если учесть, что планировали само здание аэропорта Пески модернизировать, то в будущем пассажиры, действительно, не заметили бы особой разницы, куда лететь.
Журналистам позвонили обеспокоенные жители Ключевой. В лесополосе на улице Репникова кто-то валил деревья! Жильцы домов по улице Репникова довольно длительное время наблюдали за работой бригады лесозаготовителей в небольшом леске, отделяющем эту улицу от железной дороги. Уговорить предстать перед камерой удалось только одного члена этой бригады — лошадь, которая была впряжена в телегу. С лесорубами на Репникова до журналистов уже разбиралась милиция. Предъявленные вальщиками документы стражей порядка удовлетворили. Оказалось, что лесозаготовки они вели на вполне законных основаниях. В петрозаводский комбинат благоустройства обратился некий господин Чернышов, кстати, здесь же, на улице Репникова и проживающий. Весной ветер повалил несколько деревьев в лесополосе вдоль железной дороги. Николай Чернышов выразил готовность убрать упавшие ели, если ему разрешат использовать их для собственных нужд.
В комбинате благоустройства инициативному гражданину выписали порубочный билет. Согласно ему господин Чернышов имел полное право распилить и вывезти 55 упавших и засохших деревьев. Общим объемом 24 кубических метра. Сделать это он должен был до 31 декабря. А к 15 мая полностью убрать территорию, на которой росли поваленные деревья.
«На этом участке леса, так как имеется очень много ветровальных, поврежденных и сухостойных деревьев и так как здесь нельзя применять технику, то мы выписали билет ему, так как у него есть возможность убрать это с помощью лошади. Вручную вытрелевать все к дороге. И убрать», - сообщила Любовь Бондаренко из комбината благоустройства. Она уверяла, что вальщики действуют в строгом соответствии с договоренностью. То есть пилят поваленные ветром деревья, а валят только сухостой. Увидеть сам процесс журналистам не удалось. Когда прибыли на место, топор дровосека в лесу не раздавался. И не только потому, что дровосеки пользовались бензопилами. Просто вальщики при свидетелях ничего пилить не захотели. И вообще старались держаться от камер подальше.
В 2000 году в Петрозаводске насчитывалось 349 улиц. Это выяснили сотрудники Госкомстата, которые готовились к переписи населения. Ее запланировали на октябрь 2002 года. И несмотря на то, что у статистиков было в запасе целых два года, они начали работу заранее. И правильно сделали — ведь когда нет планшета или смартфона, а в нем специального приложения, где можно найти все, то неожиданные находки вас могут подстерегать на каждом шагу.
Например, сотрудники статуправления обнаружили новый для себя небольшой район Петрозаводска. В республиканском комитете по статистике была создана специальная группа для подготовки к переписи. Свою работу четыре сотрудницы начали с того, что исходили весь город, не забыв самые дальние окраины. Им стало известно, что Петрозаводск состоит из 349 проспектов, улиц и переулков, на которых расположены 6 105 домов. Далеко не на каждом из них были удобочитаемый адрес. Причем, это проблема не только окраинных районов. В Петрозаводске требовало замены около тысячи старых ржавых номеров, и еще почти столько же вовсе отсутствовали. Около двух сотен новых табличек Служба единого заказчика уже установила.
Обходя родной город статистики обнаружили немало интересного. Например, в лесу, в пяти минутах ходьбы от улицы Сыктывкарской за высоким железным забором прятался уютный уголок, больше похожий на кусочек Финляндии. Его владельцы, правда, желания общаться с сотрудницами Госкомстата не выразили. И совершенно напрасно. Потому что вся информация, которая собиралась в ходе подготовки и проведения переписи, предоставлялась гражданами добровольно. То есть ваш возраст, национальность и пол указываются с ваших слов, никаких документов, подтверждающих сказанное, предъявлять не надо. Но поскольку выяснить, что находится за железным забором в лесу между Древлянкой и Перевалкой, сотрудницы Госкомстата были обязаны, то им так или иначе пришлось прибегнуть к помощи правоохранительных органов. А вот они, как известно, на слово никому не верят. Поэтому нелюбезный владелец симпатичного коттеджа усложнил жизнь не только статистике, но и себе.
Таким было 14 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото: wikimapia.org)