04 ноября 2021, 08:00

Врачи Петрозаводска решили, что власти хотят сократить число жителей

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 ноября в 2001 году

После того, как в Петрозаводске ровно 20 лет назад случился «транспортный коллапс» в отдельно взятой службе Скорой медицинской помощи и на смену вышло всего три автомобиля, журналисты решили снять репортаж о суровых буднях медиков БСМП, которым в очередной раз стало очень трудно выполнять свои обязанности. Задержки зарплаты, нехватка финансов на транспорт, отсутствие необходимого оборудования – вот проблемы, из-за которых страдали как медики, так и их пациенты.

Бригада реаниматологов взяла журналистов с собой на вечернюю смену. Выезда ждать не пришлось. Поступило сообщение о том, что плохо мужчине на остановке на улице Достоевского. Уже по дороге медики предположили, что будущий пациент скорей всего просто пьян. Так и оказалось. Причем, спавший на скамейке человек был пьян мертвецки. Усилия врачей привести его в чувство оказались тщетны. Оставить его отсыпаться на свежем воздухе они тоже не могли. Тем более при минусовой температуре. Таких «клиентов» врачи Скорой должны передавать сотрудникам милиции из рук в руки. А у МВД в те годы тоже было полно своих проблем: с бензином, с машинами, с кадрами. И сказать, когда именно появится патруль, никто не мог – через 5 минут или через 45. То есть все это время единственная на весь город реанимационная бригада должна была тратить время, присматривая за спящим пьяницей.

Пока ждали милицию, врачи пожаловались, что сильно пьющие граждане – основная проблема Скорой помощи. Чего только люди не вытворяют, употребив алкоголь! И с ножами друг на друга бросаются. И с заряженными ружьями бегают по квартире. Топорами гоняют домочадцев. Из окон выбрасываются. Причем, материальное благосостояние никак не влияет на количество употребляемого спиртного. До белой горячки одинаково успешно допиваются и владельцы коттеджей, и жители подвалов. Поэтому врачи никогда не знали, что их ждет на очередном вызове. И считали собственную безопасность – одной из насущных проблем службы. Врач Лариса Полирова рассказывала: «Нас вызвали на ножевое ранение. Мы приехали, там двое взрослых мужчин, крупных. И милиция туда приехала, ребята молоденькие, на сработавшую сигнализацию, а не опытные опера. И они какого-то человека арестовали, которого подозревали в поножовщине, надели наручники на него, а он у них сбежал. И они побежали за ним, оставив нас в квартире. Мы сначала не очень испугались. А потом наши пострадавшие проявили крайнюю степень агрессии, хватали за руки, закрыли дверь в квартиру, не выпускали нас из комнаты. Елена Юрьевна на кухне на всякий случай взяла большой нож. На случай, если придется защищаться. Потому что было страшно. Но потом мы умудрились «заговорить им зубы», со второй попытки открыли двери, нам удалось убежать».

Вся та история заняла около двух с половиной часов. За это время можно было бы оказать помощь как минимум двум людям. Петрозаводск в те годы был одним из редких городов в России, где врачи ездили на вызовы в одиночку. А большинство из них были женщины. И в такие истории им приходилось попадать чуть ли не каждый день.

Следующее серьезное происшествие, на которое поехала та же бригада – 8-месячный ребенок обварился горячим молоком. Реаниматологи оказались ближе всех своих коллег к месту событий, машина незамедлительно помчалась в общежитие на Первомайский. Ребенку оказали помощь, доставили вместе с матерью в Республиканскую больницу. Не успели выйти из нее, как поступил очередной вызов: снова плохо мужчине на остановке. На этот раз на Кукковке. Журналисты туда уже не поехали, и без того убедившись в том, что перевести дух работникам Скорой некогда. Диспетчеры рассказали, что за сутки они принимают от ста до трехсот вызовов. И с каждым годом число увеличивалось. То, что раньше было экзотикой – ножевые и огнестрельные ранения, передозировки наркотиков – стало обычным делом. А вот материальное положение Скорой постоянно ухудшалось. Машин становилось все меньше, не хватало бензина. Не говоря про медикаменты и оборудование. По словам врачей, у них складывается впечатление, что чиновники стремятся сократить число жителей.

Иногда Скорая приезжает на место лишь для того, чтобы констатировать смерть. К сожалению, так было и в печально известном случае, который обсуждал весь город в 2001 году. Глубокой осенью в Петрозаводском городском суде слушалось дело об убийстве подростка, которое произошло в марте того года. На скамье подсудимых оказался сверстник убитого. Приговор был вынесен, однако в законную силу до поры не вступил. 15-летнему учащемуся 27-й школы предъявили обвинение по 105-й статье УК РФ. Несовершеннолетнего осудили за умышленное убийство своего сверстника

Дениса Высочкина. «Это событие произошло в центре города, это был 9 вечера. Подростки (две компании) шли с дискотеки, которая проводилась в «Мираже». Двигались они по разным сторонам улицы. Началась словесная перепалка, которая вылилась в драку», - вспоминал события представитель пострадавшей стороны Владимир Марков.

В драке жертве было нанесено 7 ударов ножом. Ранение в шею оказалось смертельным. Следствие установило, что удары наносил один человек. Этот факт подтвердили и показания свидетелей. В результате обвинение было предъявлено одному подростку. Шесть лет лишения свободы – такое наказание для него определил городской суд.

«Суд вынес такое, на мой взгляд, справедливое решение. В части определения меры наказания. А нужно заметить, что это мера – самая низкая, которая предусмотрена этой статьей Уголовного кодекса». Были учтены положительные характеристики, полученные на подсудимого, который до этого к суду не привлекался. Странно, что такой положительный мальчик счел нужным взять с собой на дискотеку самодельный нож.

Приговор хоть и вынесли, но в законную силу он не вступил. Защита подсудимого собиралась подавать кассацию в высшую инстанцию, пытаясь убедить суд в том, что удары ножом подсудимый наносил обороняясь. Адвокат пострадавшей стороны уверял, что здесь ни о какой обороне речи быть не может. Так что оставалось ждать решения Верховного суда.

Таким было 4 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.