В связи с ремонтом «Северной» в Петрозаводске узнали, кто ее разрушил
Наряду с вокзалом, который встречает приезжающих, местная гостиница также является визитной карточкой города. В конце июня 1998 года появился повод поговорить об одной из них — легендарной гостинице «Северной». В начале 20-го века города располагал меблированными комнатами, в те времена город еще не обзавелся отелем. Так писал известный датский писатель Мартин Андерсен Нексе, посетивший Петрозаводск в 1933-ем году. Но спустя несколько лет она появилась.
С тех пор дата 1 марта 1939-го года отмечается, как день рождения местного отеля, созданного по проекту Юрия Русанова. Но первая «Северная» прожила всего два года, так как в 41-ом грянула война, а к 44-му году на месте гостиницы высились одни лишь руины. Жители Петрозаводска привыкли думать, что враги сожгли родной отель, хотя это, как выяснилось, противоречит исторической правде. Тогдашний директор гостиницы В.Ю.Измайлов сообщил: «Да, гостиницу разрушили советские войска. Хотя долгое время это приписывалось финнам. У нас есть фотографии, мы нашли фотографию 1943-го года, во время оккупации — и она была целая. И после этого чисто случайно, с помощью Николая Владиславовича Куспака (архитектор) мы нашли вот это воспоминание летчика. К сожалению, мы знаем, что было такое непонимание — разрушить и не отдать врагу». Врагу не отдали. Зато враги, то есть сами немецкие военнопленные, участвовали в реконструкции здания. «Северная» возродилась в 1948-ом. Автор реставрационного проекта Константин Гутин оставил все, как есть. И поэтому отель отмечает два юбилея: в следующем году 80 лет со дня строительства, и в этом — 70 лет с момента восстановления. Поэтому совсем не случайно в гостиницу заглянул тогдашний мэр Петрозаводска. Ведь отель принадлежал в те годы городу. 20 лет назад в гостинице имелось 182 номера, в том числе шесть двухкомнатных люксов. В дальнейшем здесь намерены были перейти на евростандарт, и 25 номеров уже подверглись самому что ни на есть европейскому ремонту. А в число главных проблем входил вопрос питания: ресторан по соседству был предприятием самостоятельным, и как командировочные, так и персонал отеля в нем питаться отказывались, что позволяло усомниться в его звездности. Эту проблему градоначальник намеревался решить. Кстати, именно когда Андрей Демин заступил на пост мэра, в ресторане «Северный» сменилось руководство.
Главным событием этого дня, только 20 лет назад, стало подключение долгожданной горячей воды. Кому-то эта новость свалилась буквально как снег на голову. Вряд ли вы радовались бы подключению, если бы воду у вас пустили бы, как в доме №12 по улице Лыжной. «Это я, товарищи, не только что из ванны, это из-за потопа сверху. Я не успеваю просохнуть, потому что меня залило», - заявила Ирина Ивановна Тимофеева, открывшая дверь съемочной группе. Она жила на 16-ом этаже, в квартире № 105. И ее начало заливать с утра. Отчаянные призывы в адрес ЖЭУ№8 успехом не увенчались.
Репортеры прибыли на потоп гораздо раньше, чем слесари родной жилконторы. Они общались только по телефону, рассказала Ирина Ивановна: «Мне сказали: звоните в аварийку. Я, конечно, позвонила, и аварийка быстро приехала. Но сосед мой сказал, что до этого, когда у него тоже полилось все сверху, он сбегал вниз, и там слесари включали воду. И только потом, включивши воду, они выяснили, что на техническом этаже наверху нет вентилей, которые бы эту воду закрыли. Чтобы она текла не в мою бы квартиру, а нормально пошла бы по трубам. То есть практически из-за халатности слесарей, из-за того, что у нас не закрывается технический этаж, из-за того, что у нас сняты вентили (я уж не знаю, кем — может, бомжами?), я оказалась в такой плачевной ситуации. Квартира испорчена вся!» Ремонт для Ирины Ивановны был состоянием перманентным. Как обосновалась она в квартире на верхнем этаже — с тех пор и поехала, что называется, крыша у всей семьи. Причем, в прямом и переносном смысле: «Я столько лет прикрывала своими тазами и своей грудью все нижние этажи! Мне это надоело! Пусть все нижние этажи узнают, какое у нас ЖЭУ, как оно обращается со своими квартиросъемщиками». К нашему приезду Ирина Ивановна уже два часа боролась с водой — вся мокрая от потопа и собственных слез. Крики домочадцев время от времени сменялись угрозами о подаче заявления в суд на жилконтору. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, у нас в стране это так. Спасайте себя сами», - подытожила несчастная женщина.
Чтобы отладить работу в сфере ЖКХ, чиновники города не раз собирались на совещания. Вот и в тот день первый заместитель мэра города Аврам Склярский собрал начальников ЖЭУ, чтобы сообщить им пренеприятнейшее известие: в Петрозаводске начали реализовывать проект передачи жилого фонда. Идея проекта была проста — комплексно переоборудовать имевшийся в городе жилой фонд и установить в нем счетчики коммерческого учета тепла и воды. Вхождение в эту программу началось три года назад, когда представители Всемирного банка посетили несколько городов России, включая и наш. После сбора всех необходимых данных о городском жилом фонде и тепло- водоснабжении, было принято решение о вступлении Петрозаводска в проект и выделении денег на его реализацию. Подписали контракт. 40 из 500 запланированных домов собирались переоборудовать уже в ближайшее время. Затраты на одну квартиру исчислялись в долларах — от пятисот до тысячи.
Таким было 26 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.