В правительстве Карелии решили по-новому помогать агрокомплексам
У правительства нашей республики ровно 20 лет назад состоялся сельскохозяйственный день. В агрофирме имени Зайцева собрались директора всех сельхозпредприятий Карелии на встречу с руководителями своей отрасли. Во встрече приняли участие сам глава правительства, первый его заместитель Виктор Масляков, видимо, по старой памяти интересующийся молочным и прочим продуктовым производством (так как возглавлял молокозавод «Славмо», а до этого ферму, и другой заместитель Борис Житний, курирующий сельское хозяйство, а также министр сельского хозяйства Геннадий Колосов и директора всех совхозов республики.
Для начала собравшихся повезли на ферму, чтобы продемонстрировать новую шведскую систему доения, приобретенную недавно агрофирмой имени Зайцева. Включала она в себя не только новые доильные аппараты, но и современную систему предварительной переработки. В среднем каждая из буренок давала в этой агрофирме до 14 килограммов молока в сутки. Сами работники считали этот результат не предельным, но нормальным. В те годы хозяйства Карелии были способны обеспечивать жителей республики продовольствием лишь на 50%. Хотелось больше, и поэтому крестьянам собирались помогать. Однако, характер помощи, по мнению правительства, должен измениться.
«Мы введем все таки плановые задания предприятиям с этого года. Все, кто производит. Дадим предприятиям нормативы по основном деятельности. Без этого нельзя, потому что мы вкладываем бюджетные деньги в предприятия. Поэтому стихийно осуществлять сельскохозяйственное производство мы просто дальше не можем», - заявил Борис Житний. Эти предложения и стали предметом обсуждения в агрофирме. Строго говоря, это первая встреча, на которой правительство и руководители хозяйств, собравшись вместе, попытались договориться, как им жить дальше.
Со дня создания театра «Творческая мастерская» недавно минуло 30 лет. В 1998 году журналисты посвятили юбилею большой репортаж. Первые шаги в направлении создания новой петрозаводской труппы были предприняты группой актеров Русского драматического театра в 1985 году, они поставили спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война».
Официально новый театр появился на свет несколько позже. Главный режиссер Иван Петрович Петров пояснил: «16 ноября, 10 лет назад, в 1988 году, состоялась премьера спектакля «Плаха» по повести Чингиза Айтматова. С этого момента официально началось существование нашего театра». 1988 год — начало перестройки. Далекие, почти забытые времена всеобщего интереса к настоящей культуре. Самым активным потребителем высокого искусства тогда была прогрессивная молодежь. «Я лично настаивал на том, чтобы мы назывались «Молодежным театром». Потому что есть Русский драматический театр. Есть Национальный театр. И как бы создание еще одного просто драматического театра, конечно, было малологичным», - рассказывал Петров.
Когда театр только создавался, актеры сами занимались всей подготовкой спектакля. Делали, кто что умел — и декорации, и бутафорию, и костюмы. За 10 лет появились свои небольшие цеха, от работы которых в значительной степени зависит успех труппы. Сложность постановки камерного спектакля в небольших залах, как у «Творческой мастерской», состоит еще и в том, что зрители первых рядов находятся очень близко к актерам. Из-за этого, естественно, возрастает нагрузка на костюмеров, бутафоров и гримеров. Публика должна следить за происходящим на сцене, а не рассматривать с ехидной улыбкой кривые швы на платье как бы богатой героини. Или явно не настоящий пистолет, от выстрела из которого погибает герой. Благодаря тщательной работе бутафоров и костюмеров ничего подобного в «Творческой мастерской» не происходило. Костюмы, особенно платья, в спектакле «Три сестры» выглядели так, что в них не стыдно было показаться на любом банкете.
А старинный фотоаппарат, стоящий на сцене, был не отличим от настоящего. «Последняя наша премьера «Три сестры». Мы сделали все возможное, чтобы спектакль был интересен, и творчески, и со стороны оформления, со стороны костюмов. И как говорят первые зрители, это нам вполне удалось», - говорил режиссер с гордостью. За 10 лет многое изменилось. И в стране, и в нас самих. В конце 90-х мало кто верил в возможность найти ответы на все жизненные вопросы в искусстве. Те, кто приобрел статус властителя дум, то есть значительная часть русских писателей, рок-музыканты, экспериментаторы в театре и живописи, после отмены запретов в начале 80-х сохранили сравнительно небольшой круг поклонников. Несмотря на все перемены, петрозаводский театр «Творческая мастерская» продолжал успешно работать в год своего 10-летия.
«Это исключительный случай — то, что мы состоялись, и существуем 10 лет. Потому что те творческие мастерские, которые были в других городах, в силу разных причин в общем прекратили свое существование, и мы единственный театр, который вот в этих организационных формах выжил. И в благодарность театральному обществу мы так и оставили это свое название», - заявил Петров. Несмотря на все политико-экономические коллизии, интерес к спектаклям «Творческой мастерской» возрастал, хотя и раньше театр на отсутствие зрителя не жаловался. То, что зал «Творческих мастерских» всегда полон, актеры скромно объясняли его небольшими размерами и низкой ценой билетов. Но в автобусах и посадочных мест меньше, и цена билетов ниже, но все же для большинства это не повод проводить там свое свободное время. Наверное, главный фактор, определяющий наличие или отсутствие зрителя — это репертуар. «Наше обращение к классике, наше обращение к таким драматургам, как Булгаков, это именно обращение к той настоящей российской большой культуре», - пояснил Иван Петрович. На традиционный юбилейный вопрос о планах нам ответили, что таковые имеются. Разнообразные и интересные. Но их воплощение в жизнь, как и многое другое, зависело от наличия средств. Министерство культуры финансировало только скромную актерскую зарплату. Все деньги, необходимые на новые постановки, приходится зарабатывать самим. В основном за счет продажи билетов. «Наш зритель — это университет, пединститут, это все школы, лицеи. Плюс интеллигенция, и тот круг театралов, которым интересен такой камерный театр». Сегодня у театра тоже много и проблем, и планов, а значит, нас еще ждет много интересных постановок! С праздником!
А в Морском историко-культурном центре в этот день 20 лет назад было торжественно подписано двустороннее соглашение между БОПом и клубом «Полярный Одиссей». Заключение соглашения о передаче судна Беломорско-Онежским пароходством Морскому центру стало первой ступенью в проекте «Полярного Одиссея». Молодые люди к строительству кораблей в центре привлекались всегда. Они же были постоянными участниками многих морских фестивалей. Но впервые о привлечении молодого поколения на строительство древних кораблей заговорили, как о комплексной программе. Президент клуба «Полярный Одиссей» Виктор Дмитриев сообщил: «Даже в тяжелое, трудное время они нашли возможным в целях развития Морского центра, развития работы с молодежью передать нам списанный лихтер. Который можно было бы отдать на металлолом, пустить на иголки. А так этот лихтер — это будущее нашей судоверфи молодежной». На палубе лихтера предполагали построить Петровскую галеру. Ну а главная же цель проекта — создание молодежного межрегионального объединения и строительства древних судов. Именно на них, построенных своими руками молодые люди смогли бы отправляться на все морские фестивали Европы.
Таким было 26 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.