В Карелии пытались найти способ борьбы с нелегальным алкоголем
Правительство республики ровно 20 лет назад разрабатывало очередные меры, направленные на пресечение незаконной реализации алкогольной продукции на территории Карелии. Правда, подсчитать, сколько этой самой продукции реализовывалось на территории республики незаконно, было невозможно.
В начале 1997-го года на платной стоянке в Петрозаводске стояло 4 фуры, груженые ликеро-водочной продукцией. Их задержали сотрудники налоговой инспекции по подозрению в попытке провести на территорию Карелии тот самый незаконный алкоголь. Начальник отдела косвенных налогов Госналогинспекции по РК пояснил: «Совместные проверки, которых проведено более полутора тысяч, показывают, что примерно в более трехстах проверках выявлены нарушения. Это нарушения в области лицензирования, наличия марок акцизного сбора, соблюдения минимальных цен. То есть весь круг вопросов, которые затрагивают законность оборота алкогольной продукции на нашей территории».
В средствах массовой информации назывались разные данные о незаконном обороте. Говорили, что это не менее половины, а то и две трети или даже все 80% выпиваемого в стране алкоголя. В налоговой инспекции по РК подобную статистику приводить не рискнули. «Все эти цифры будут очень абстрактные. То есть конкретно сказать, что допустим треть незаконная — я не могу. Работа в данном направлении у нас ведется и очень усиленно, но говорить, что мы отслеживаем всю продукцию — такого на себя взять не сможет никто».
Раньше всех о не лицензионной водке заговорили местные производители. Тогда отпускная цена бутылки на Ликеро-водочном заводе «Петровский» была 15 тысяч рублей. До 80% этих денег составляли законно уплаченные налоги и акцизы. Производители подозревали, что более дешевая привозная водка стоила дешевле прежде всего ввиду своего темного происхождения. То же самое заподозрили и республиканские власти, которые в стремлении пополнить бюджет, готовили ряд мероприятий, направленных прежде всего на борьбу с незаконным оборотом. Суть их не афишировалась, но было известно, что большая часть из предложенного вошла в противоречия с федеральными законами. А с другой стороны, дополнительные кордоны, налоги и квотирования, которые уже применялись в других регионах России, большого эффекта не принесли.
Зато новшества сотрудников Краеведческого музея (так 20 лет назад назывался Национальный музей Карелии) вполне прижились. «Пороховница — это коробочка, в которую дедушка набивал порох, потому что в лесу ему приходилось ружье перезарядить», - методист показывала детям странный предмет и рассказывала о нем поразительные вещи. Специальную программу разработали в Краеведческом музее для работы с дошкольными учреждениями и школьниками.
Это не уроки, - говорили о новой форме своей работы краеведы. - Это игра! Здесь предлагали детям попробовать, как это было все когда-то на самом деле. И в качестве пособий использовали подлинные вещи из фондов музея. После знакомства ребята могли поиграть на кантеле, попробовать повторить узор карельских полотенец, пощипать лучины. А те, что постарше, могли добыть первобытным способом огонь и, например, выскоблить кабанью шкуру. Ну и так далее — вслед за прогрессом человечества.
Таким было 9 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности