В Карелии посетовали, что во власть не стремятся малые народы
В Петрозаводске национальная общественность ровно 20 лет назад была сильно озабочена тем, что на улицах стало не встретить названий магазинов или гостиницы на финском языке. В 90е годы если и появлялись вывески на иностранном, то чаще всего на английском. А ведь когда-то туристы из соседней Суоми потому и рады были приезжать сюда, что чувствовали себя здесь почти как дома. Кстати, в 2018 году было выделено более 3 миллионов рублей, чтобы в республике дублировались вывески на карельском языке (финский было решено отставить в сторону).
А в 2000 году национальной политике посвятили встречу в правительстве. Два документа легли в основу разговора председателя правительства Сергея Катанандова с представителями карельских, вепсских и финских общественных организаций. Это проект новой Конституции Республики Карелия, а также постановление правительства по национальной политике. Проанализировав постановление, присутствующие пришли к выводу, что выполнены практически все пункты. Участники встречи, впрочем, горячо доказывали необходимость внесения поправок в проект карельской Конституции. Потому что только законом, а не постановлениями можно защитить права человека, решить вопросы, касающиеся статуса карельского языка, признать карелов основоположниками государственности Карелии.
Наше Законодательное собрание не приняло ни одной поправки, предложенной карельскими, вепсскими и финскими общественными организациями. Поэтому они приняли совместное решение: «Просим вас, Сергей Леонидович, как высшее должностное лицо, изучив те поправки, которые мы вместе согласовали и которые мы вам сейчас передадим, выйти от вашего имени в Законодательное собрание. Это еще необходимо и потому, что часть из этих поправок, по нашему мнению, требует не правового, а политического решения. Мы убеждены, что поправки не противоречат международному праву, Конституции РФ и действующему федеральному законодательству», - высказался от лица всех Виктор Богданов, председатель Совета уполномоченных Съезда карел.
После долгих дебатов с участием министра юстиции, ученых, председателя комитета по национальной политике, Сергей Катанандов решил поддержать законодательную инициативу общественных организаций лишь по некоторым поправкам в проект Конституции. И в заключении задал вопрос «на засыпку» самим национальным кадрам: «Если мы говорим, что у нас не хватает в наших властных структурах карел, то почему в Калевальском и в Олонецком районе пришлых-то избирают (намек на Чеслава Скрипина и Василия Попова — тогдашних глав этих районов — прим.ред.)? И этот вопрос я задаю постоянно. Делаем опросы сейчас, готовимся к выборам — опять не карелы занимают первые места в рейтинге мэров. Вот что это такое? Что за феномен? Мы говорим, что в Пряже, в Олонце, в Калевале нужно, чтобы депутатами были карелы. Все об этом говорят, сейчас мы с вами об этом говорим, а рейтинги смотрим — русские мужики. Или приезжие, теперь у нас не только русские, но и со всей земли депутатами становятся».
С приходом зимы жизнь осложнялась у всех автолюбителей, так как у нас не очень хорошо убирали дороги. Автоинспекторы прогнозировали сезонное повышение аварийности на дорогах. И призвали всех автолюбителей быть бдительными. Но аварии вроде той, которая попала в объектив оператора, по словам инспекторов ГИБДД, случались крайне редко.
В ДТП, которое произошло в 9 утра на перекрестке Ключевского шоссе и улицы Правды, столкнулись Камаз и фонарный столб. Водитель и пассажир Камаза не пострадали абсолютно, чего не скажешь о втором участнике дорожного конфликта. Столб не выдержал натиска дорожного монстра и подломился под самый корешок. Вместе с ним в аварию попал светофор тамошнего перекрестка. Подоспевшие на место инспекторы недолго думали, чтобы установить виновника ДТП. Им оказался водитель Камаза, который при выполнении разворота на перекрестке неправильно выбрал боковой интервал, не рассчитав габаритов машины. Водителем был житель Пудожа, работник тамошнего ЛПХ. Он отделался легким испугом, а светофор погиб. Материальный ущерб водитель восполнял семье «погибшего», то есть комитету по городскому хозяйству. Таким образом, авария водителю Камаза обошлась в одну тысячу рублей.
Таким было 19 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото wiki-karelia.ru)