06 ноября 2021, 08:00

Унесенная ветром баржа с удобрениями грозила водозабору Петрозаводска

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 6 ноября в 2001 году

Чрезвычайное происшествие приключилось ровно 20 лет в береговой линии Онежского озера. Оторвалась баржа с остатками фосфатных удобрений, которая по не вполне понятным причинам была пришвартована в непосредственной близости от городского водозабора аж со 2 июля. По предварительной оценке сотрудников Петрозаводского управления по ГО и ЧС, корпус судна был еще достаточно крепок, и прямой опасности для людей, к счастью, не было.

«Волгодон 50-03» (так называлось судно) был прибит волнами к берегу Онежского озера в районе пляжа Пески. На борту находилось примерно полторы тысячи тонн минеральных удобрений. Летом баржа перемещалась с одного места стоянки на другое – вдоль берега в районе Петрозаводска. Но все это время находилась вблизи городского водозабора. Теперь судно по воле волн переместилось к другому водозабору – на этот раз ТЭЦ. «Волгодон» принадлежал некоей фирме «Титул Плюс». Он был пригнан из Вознесенья для разрезки на металлолом. Перед этим с судна должны были выгрузить остатки удобрений. Эти работы предполагали проводить в береговой полосе Онежского озера. Но госкомитет природных ресурсов вблизи водозабора категорически запретил заниматься этой деятельностью, сомнительной с точки зрения экологической безопасности. Владелец судна успел заключить соглашение о буксировке судна в Кондопогу, чтобы выгрузить остатки удобрений. Это должно было произойти еще до 22 октября. Однако сделано вовремя не было. И вот – баржу понесло. По оценке экспертов по ГО и ЧС, корпус судна был достаточно крепок и прямой опасности протечек не было. Однако, что будет завтра – не знал никто. Тем более у спасателей не было оборудования для снятия судна такого размера с мели.

Репортаж снимали, как только стало известно о чрезвычайном происшествии – глубоким вечером, поэтому очень темно.

На следующий день репортаж снимали не ночью, и на баржу на этом видео можно полюбоваться при свете дня. Вот подробности, которые стали известны: оборвав единственный трос, связывавший «Волгодон» с местом стоянки на улице Зайцева, судно убыло в неизвестном направлении. И было спустя некоторое время обнаружено в непосредственной близости от водозабора ТЭЦ. Энергетики не могли предсказать, каковы могут быть последствия попадания удобрений в городскую отопительную систему. С утра водолазы изучали состояние корпуса баржи. Выяснили, что обшивка пока нагрузки выдерживала и вода не проникала внутрь. А вот как долго это продлится – было неясно. Любой шторм мог повредить днище ничем не закрепленной баржи.

Днем происходили активные переговоры с руководством БОПа. Пароходство согласилось предоставить свои буксиры, чтобы снять судно с мели и оттащить в док в Кондопогу. Однако перед тем, как приступить к вызволению из песка увязшей баржи, было необходимо скачать балластную воду. Ее можно было бы слить за борт, если бы существовала уверенность что между водой и удобрениями не началась химическая реакция. Лабораторные исследования, которые успели выполнить в тот же день, показали, что реакция началась. Так что воду на барже нужно было сначала очистить химическим способом. В Петрозаводске тогда не было лаборатории, способной провести такую операцию. Спустя пару дней в нашей рубрике мы расскажем о том, чем закончилась вся эта история. Следите за новостями!

В центре «Выход» открылась выставка художников-графиков из Петербурга. Это была часть проекта, задуманного Центром искусств имени Дягилева (СПБ) к 300-летию северной столицы. Суть проекта – знакомство России с современным искусством Петербурга. Художники пригласили журналистов на презентацию. По мнению директора Центра имени Дягилева Татьяна Юрьевой, выставка и мастер-классы, которые проводили в Петрозаводске и во всех городах, где побывала экспозиция, будут способствовать открытому диалогу художников Северо-Запада.

Представлены были разные грани искусства. Акварель соседствовала с книжной графикой и «бумажным литьем». Одним из наиболее оригинальных авторов оказался Олег Яхнин. Он представил шаржи на известных людей, это было его хобби. Увлечение ироничной формой чревато проблемами, признался художник. Мужчины обижаются редко, а вот женщины – почти всегда. Поэтому все чаще Яхнин рисовал тех, с кем не придется общаться. Например, Мадлен Олбрайт. Впрочем, иногда ему везло. Когда организатор проекта Татьяна Юрьева увидела шарж на себя, то даже обрадовалась, вспоминал художник: «Я ее предупредил, что я делаю на нее такой смешной портрет, шарж. Спросил – ничего, не будешь обижаться? Она сказала – нет!»

В целом выставка давала впечатление не только о творчестве питерских художников, но и об основных тенденциях искусства того времени.

Таким было 6 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото pixabay.com)