14 апреля 2017, 08:00

Торговцы устроили забастовку в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 14 апреля в 1997 году.

Ровно 20 лет назад кардинальным образом изменилась торговля на рынках всей страны, в том числе и в Петрозаводске. Торговцы на это ответили забастовкой. А все потому, что до последнего сопротивлялись постановлению Российского правительства: оснастить каждое торговое место кассовым аппаратом. Они, кстати, стоили дорого — и это было одной из главных причин. А вторая — имея чек, покупатель может легально «качать права», обращаясь в комиссию по правам потребителя. И это тоже беспокоило недобросовестных торговцев, старавшихся всучить под шумок некачественный товар. Мы рассказывали о поднявшемся на рынке шуме в нашей рубрике.

Непонятным для торговцев оставалось и то, где конкретно по закону нужно было размещать кассовые аппараты. Допустим, яблоком раздора являлся термин «палатка». Российские законодатели поняли свою ошибку и обещали в течение недели выпустить уточнения, чтобы термин стал прозрачен. В связи с этим на рынках ожидались новые бунты. Страсти были готовы разгореться с новой силой еще и потому, что кто-то пустил слух, что на Центральном рынке откроется стационарный пункт налоговиков.

Именно они должны были следить за соблюдением законности торговли, а именно — на каждой ли торговой точке стоит касса и выдает чеки. Во всяком случае тогдашний начальник городских налоговиков Анатолий Булдаков обещал усилить бдительность. По счастью, председатель городского потребительского общества (ГОРПО) Борис Махренский, который заправлял Центральным рынком, опроверг информацию о появлении в его владениях стационарного пункта. По его словам, рынок на то и рынок, чтобы оставаться свободным. Налоговой службы там не было, нет и не будет. И вообще, он высказал достаточно поразительное для той ситуации мнение: «Нигде в мире такого нет! Чтобы, простите, на рынках, на базарах были контрольно-кассовые машины.

Рынок сам по себе предполагает взаимоотношения между продавцом и покупателем — договорные! И действия наших властей непонятны. Я считаю так: раз постановление есть, его надо выполнять. Но это не означает, что не надо добиваться его отмены. Всему свое время. Вот моя позиция!»

В 90-е годы более половины пассажирских автобусов в Карелии не соответствовали техническим требованиям. 26 дорожно-транспортных происшествий с автобусами произошло в Карелии 1996 году. Наибольшая их часть пришлась на Петрозаводск. Поэтому вопрос безопасности дорожного движения в общественном транспорте стал ключевым на заседании соответствующей комиссии.

«Не далее как 11 апреля на 41 километре автодороги Кочкома-Реболы, выполняя поворот, неправильно выбрал скорость движения допустил занос и опрокинул автобус. В результате ДТП 4 человека получили травмы», - докладывал чин из ГИБДД.

Автобусы попадают в аварии не сами по себе. Причины: плохое состояние дорог, износ автобусного парка, нехватка запчастей, недостаточная квалификация и недисциплинированность водителей. Под последним подразумевается то, что некоторые водители брались за баранку под хмельком. Далеко не во всех автотранспортных предприятиях, в основном коммерческих, существовал медицинский контроль и контроль за техникой безопасности. Итог один: страдали люди. Но не сами виновники, а их пассажиры.

Таким было 14 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности