Рабочие предприятия Карелии, не получив зарплату, решили бастовать
Всероссийская акция протеста, которая прокатилась по всем городам и весям России в начале апреля 1998 года, в Петрозаводске стихийно продолжилась. Работники Беломорско-Онежского пароходства оставили на час свои рабочие места и устроили пикет возле здания администрации БОПа. В основном здесь собрались работники береговых предприятий. У них имелась своя собственная администрация, но так как она бездействовала, рабочие обратились к своей высшей власти. Начальство как всегда сослалось на экономический кризис в стране, вспомнило о шахтерской забастовке, указало на плачевное положение подавляющего числа предприятий. Начальник службы кадров БОПа А.Р.Свинцицкий пытался пояснить причины:
В целом экономическая ситуация в стране, политика, проводимая нашим правительством, - вот это результаты деятельностьи совместной, как местной администрации, так и на уровне России.
Рабочие в своих требованиях оказались менее многословны и более конкретны.
Если ничего не замечать, то ничего хорошего делаться у нас не будет. В конечном итоге надоело. Понимаете? - бурно реагировал на события один из рабочих. - То, что всем задерживают зарплату. Буквально все производства стоят на месте. Единственные, кто у нас живут сейчас — это чиновники и милиционеры, чтоб народ стращать. А больше никто не живет! Я последнюю зарплату получил за декабрь. А у меня семья и двое детей. Жена не работает.
В структурных подразделениях БОПа были РЭП, порт, плавсостав и администрация, и все они по-разному получали свою зарплату. Поэтому срок задолженности колебался от 2,5 до 4 месяцев. При этом зарплата не индексировалась, а график погашения долгов не соблюдался. Руководство сослалось на создание примирительной комиссии, а также ряд других мер по эксплуатации флота и выплате долгов. Кроме того (и это было бедой всех предприятий) постановлением Конституционного суда статья расходов «зарплата» стояла на шестом месте в очередности платежей после налогов и отчислений в бюджет и различные фонды. Выслушав все доводы, рабочие БОПа пригрозили, что навигациия и спуск судов может задержаться не только по причине затянувшейся зимы. А также пригрозили забастовкой. Пришлось БОПовским властям пообещать погасить все задолженности к 1 июля.
А местные либерал-демократы 20 лет назад провели другую акцию протеста — против нечеловеческих условий содержания подследственных в СИЗО. Администрация следственного изолятора не разрешила пикетчикам проводить свою акцию рядом со зданием тюрьмы, сославшись на запретную 50-метровую зону. Поэтому ЛДПР-овцам оставалось лишь довольствоваться пятачком на проспекте Ленина. Политологи говорили, что это был чистой воды популистский шаг: ведь акцию партия Жириновского провела накануне выборов. Они требовали решить проблему содержания подследственных в СИЗО посредством строительства новой тюрьмы. Юный сокол Жириновского заявил:
Здание построено еще в прошлом веке, никаких условий там нету. И поэтому эту проблему надо решать!
Если не секрет, ваших товарищей там нет, в СИЗО?,
- спросил журналист, намекая, что не случайно, видимо, ЛДПР-овцы вдруг начали ратовать за заключенных.
Ну люди всякие есть в СИЗО, я не исключаю того, что там и наши могут быть,
- честно ответил партиец. Вообще, в 1997 году в СИЗО побывало три комиссии, две депутатских, а одна — по правам человека. А результатов не было, содержание арестованных по-прежнему оставляло желать лучшего. Заместитель начальника изолятора отказался давать какие-либо комментарии на сей счет.
Таким было 18 апреля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности