Правительство Карелии впервые повернулось лицом к жителям районов
Ровно 20 лет назад новое на тот момент правительство Карелии (Сергей Катанандов стал председателем правительства только в мае 1998 года) провело первое в своей жизни выездное заседание, которые затем вошли в традицию. Решено было для начала в полном составе отправиться в Олонец. Этот город на тот момент уже долгое время жил за счет дотаций из Петрозаводска. По словам самих коммунальщиков, в Олонце светило только два фонаря. Половина электросетей вообще была в бесхозном состоянии. В школах не было питания, в бюджетной сфере деньги если и выделялись, то только на зарплату. Бюджетники, не получая денег, не платили за жилье – замкнутый круг. В больницах не хватало простейших медикаментов, в котельной не было угля. На территории района работали 9 государственных совхозов, и все в убыток. В общем, все, как везде.
Однако именно Олонец был выбран, как место проведения первого выездного заседания нового правительства. У здания музыкальной школы членов правительства встречали работники социальной сферы с рассказами о своей жизни:
Я сегодня уже пекла сама хлеб. Вот честно говорю! Немножко муки и вода. Запихала в духовку, испеклись какие-то колобашки. Которыми гвозди можно забивать. И вот дети у меня грызли этот хлеб. Каково смотреть?
Олонецкий народ на заседании представлял местный хозактив, который вперемешку с членами правительства заполнил весь зал. По итогам заседания постановили: во-первых, распродать государственные акции совхозов и леспромхозов для того, чтобы привлечь инвестиции. С 15-го октября запустить Ильинский лесозавод. В проекте было и перепоручение совхозов местной власти. А кроме того собрались определить объемы госзаказа на сельскохозяйственную продукцию. Первый вице-премьер правительства Карелии Виктор Масляков заявил:
Это, во-первых, люди должны увидеть власть. Что сегодня есть правительство Республики Карелия, что оно не боится идти на диалог с людьми. И председатель правительства Карелии свою команду как раз к этому приучает.
В первых числах октября 1998 года по всей стране должны были пройти акции протеста студентов, а на 7-ое число была намечена Всероссийская акция протеста, на которой должны были выдвинуть политические и экономические требования. В те годы не боялись выйти на площадь и сказать – президента в отставку, потому что мы плохо живем. Готовились к акции протеста на совесть, причем, при участии властей.
Глава правительства лично пришел обсудить «дела наши скорбные» с лидерами профсоюзов. По мнению Сергея Катанандова, жизнь у нас поделилась на два этапа: до кризиса и после. Вместе с тем кризис лишь усугубил и без того сложную ситуацию, так что акция протеста имела основания и до последних событий. Долги по пенсиям и зарплатам, падение производства на 50-70%, неплатежи в бюджет, угрожающий дефицит последнего и кризис власти в стране не могли не привести ни к чему другому. Кроме того, глава правительства, приглашенный нынче держать ответ перед членами профорганизаций, указал на увеличение самой бюджетной сферы. Это в основном касалось аппарата обслуживающих чиновников, а также бывших руководителей, уже ушедших на покой.
Так, например, новое правительство республики согласно законам было обязано выплачивать компенсации уставшему от своей деятельности бывшему правительству. Размер компенсации, отпускных, а точнее — откупных бывшим чиновникам составлял 60-70 миллионов рублей. В целом же правительству ничего не оставалось делать, как согласиться со многими требованиями акции протеста и помянуть 1992 год. Пессимисты прогнозировали, что он может повториться.
Таким было 27 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности