19 октября 2017, 08:00

Перебои с выплатами начались в коммунальном хозяйстве Петрозаводска

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 19 октября в 1997 году.

20 лет назад очередной кризис грянул в Петрозаводске. Катастрофически не хватало денег на зарплаты. Тут-то и выяснилось, что все дворники в душе философы. И не только потому, что они точно знают: «не там чисто, где подметают, а там, где не мусорят». Они философы еще и потому, что так легче было сносить свою дворничью жизнь. О которой слушать без слез нельзя:

Халатов нам не дают. Одни метелки только. Хлорки не дают, порошка не дают. Мыла не дают. Ничего не дают. И денег не дают!

«Ничего не дают» - это относилось не только к дворникам. Все работники ЖЭУ-8 (такие учреждения раньше были вместо управляющих компаний, наследие социализма), что на Кукковке, могли похвалиться тем же. Из 16 жилищно-эксплуатационных служб Жилищное управление №8 было единственным, которое перестало платить своим работникам зарплату. Слесари и сантехники, дворники и уборщики, маляры и кровельщики собрались уже на второе собрание в родном ЖЭУ с требованием показать им хоть издали те деньги, которых они не видели с июля. Впрочем, не в создание своего профсоюза, не в коллективный договор они уже не верили. Пессимизм коммунальщиков можно понять. Зарплата дворника, например, составляла 150 тысяч в месяц (прожить в те времена можно было разве что на 400 тысяч). Работа с канализацией и мусоропроводом была причислена к вредным производствам, но ни о какой защите труда и льготах речи не шло. Например, маляру полагалась льгота за работу с нитрокраской. Но наши женщины-маляры с ней и не работали, они таскали ведра с цементом, а посему им льгот не полагалось.

И конечно, не одни работники ЖЭУ страдали в конце 90-х годов от полного отсутствия заработанных денег. Если вы 20 лет назад еще нигде не работали в силу возраста, то вам будет любопытно взглянуть на то, как выглядело материализованное желание получить честно заработанные копейки. Репортеры телеканала «Ника Плюс» отправились к кассам Беломорско-Онежского пароходства. К 10 утра, как на работу, ходили сюда члены плавсостава или их родные.

Огромные толпы в коридоре и жалкие объявления на закрытых дверях — вот как выглядело стремление получить честно заработанное. Причем, это была так называемая «запись на запись». Чтобы записаться на получение денег, нужно было постоять сначала в предварительной очереди — чтобы войти в один волшебный кабинет.

Каждый день приходим отмечаться. Я уже три недели хожу. А в целом четыре месяца прошло — денег получить не могу,

- галдели в толпе.

Список очередников насчитывал в 1997 году более трех сотен человек. Сроки задолженности исчислялись с декабря прошлого года. Бывало, что придя из очередного плавания и побывав в отпуске, моряк уходил на судно, так ничего и не получив. Руководство Акционерного общества «БОП» обещало расплатиться с долгами к новому году. Однако из очередников в это никто не верил. Кто ходил в плавание в те годы — отписывайтесь в комментариях! Вместе вспомним, как пережили те годы!

Таким было 19 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности