Очевидец указал, где в Карелии расстреливали невинных в 30-е годы
30 октября — День памяти жертв политических репрессий. Предлагаем вам репортаж, который съемочная группа телеканала «Ника Плюс» снимала 20 лет назад. В июне 1998 года в 19-ти километрах от Петрозаводска обществом «Мемориал» было обнаружено очередное захоронение жертв политических репрессий 30-х годов прошлого века. Анонимное кладбище находится возле шоссе в Красном бору. Многие местные жители знали по слухам о массовых расстрелах недалеко от реки Орзеги.
Одному из них, Ивану Дмитриевичу Чугункову, принимавшему непосредственное участие в розысках этой могилы, в те годы было 10 лет. О тогдашней трагедии он узнал от односельчанина: «Поскольку любопытный, он подошел близко. И он видал такую картину. Что из машины (два, вроде, было «воронка») выводили людей, шум, крик. Он убежал». Тем не менее, на поиски захоронения ушло более 10 лет. Согласно предварительным подсчетам, на площади в 6 гектаров было казнено более 2 тысяч «врагов народа».
Найденные вещи — американская расческа, национальные ботинки пексы — указывали, что большинство жертв — финны, причем, американские и канадские. В 20-е годы они приехали в молодую страну Советов строить светлое будущее. Также по одежде удалось установить время расстрела — это осень-зима 1937-38 годов. Спустя 60 лет на этом месте был установлен памятный камень. Члены общества «Мемориал» планировали в будущем открыть здесь же памятник жертвам политических репрессий 30-х годов, а въезд на мемориальное кладбище – отметить памятной доской и металлической аркой. Помимо восстановления исторической справедливости, цель деятельности поисковиков – конечно, память. Член общества «Мемориал» С.И.Чугунков сказал: «Напомнить еще раз потомкам о том, что такое не должно никогда больше повториться». Но вероятно, должно пройти еще много лет, прежде чем мы захотим узнать и запомнить, что только в одном 37-ом году на территории только одной Карелии было безвинно расстреляно 14 тысяч человек.
Член общества «Мемориал» Юрий Дмитриев отметил: «Два дня назад, когда Дума в очередной раз отклонила поправки к закону о реабилитации жертв политических репрессий, один из думских коммунистических деятелей на всю страну заявил, что репрессий в стране не было. Не было и жертв репрессий, не были выселены народы, и все прочее». В этом случае остается только посоветовать посмотреть еще раз на братские могилы, послушать рассказы очевидцев. Суло Ивановича Нокелайнена журналисты встретили на Мемориальном кладбище возле Крестовоздвиженской церкви. Его приемного отца и мать репрессировали в 1938-ом, и прошло полвека, прежде чем ему стала известна судьба родителей. Место захоронения отца — Сандармох. Узнал он об этом через опубликованные расстрельные списки поисковиков из «Мемориала». И в отличие от некоторых политиков он считал, что государство перед ним в долгу: «В неоплатном долгу. Потому что люди — безвинные жертвы. Убитые просто так, по планам партии. По спискам, по разнарядкам, спущенным Сталиным. Это же все в публикациях теперь известно. Ясно, что это была партийно-государственная политика». Официальное открытие мемориала и панихида по безвинно убиенным в Красном бору состоялась на следующий день, 31-го октября.
А этот репортаж был снят как раз 31 октября 1998 года, когда в местечке Красный бор на 19-ом километре трассы Петрозаводск-Деревянное прошла панихида и перезахоронение части жертв коммунистического террора конца 30-х годов. Юрий Дмитриев выступил с речью: «Я благодарен своим коллегам, всем вам за то, что вы сюда пришли. Всем тем, кто отметил эти страшные расстрельные ямы хоть какими-то временными памятниками. Пусть еще одно кровавое злодеяние большевизма обретет какие-то реальные осязаемые параметры. По этой дороге постоянно проезжают машины.
Поверьте, что, наверное, скоро доброй традицией станет просто посигналить из автомобиля, показать, что мы помним о них, и постараемся сделать так, чтобы это время больше никогда не повторилось». Тогда еще не было установлено точное число жертв. По предварительным данным, от 1 до 2 тысяч уроженцев Петрозаводска, Карелии, а также канадских и американских финнов лежали здесь вперемешку в расстрельных ямах, каждую из которых члены общества «Мемориал» отметили символическим столбом. О паранойе, охватившей руководство первого государства рабочих и крестьян, написано немало статей и книг. На примере Петрозаводска болезненную лихорадку страны советов можно проиллюстрировать ситуацией,
когда по обвинению в шпионаже в течение пары недель осенью 38-го года мясники из НКВД расстреляли всю петрозаводскую пожарную команду — более 40 человек. Если бы нынешние политически активные товарищи почаще припоминали преступления большевистского режима, то, вероятно, их бегство от ужаса, творимого бездарными реформаторами, кстати, по большей части — выпускниками высших партийных школ — не сопровождалось бы тотальным полевением и покраснением взглядов и флагов.
Таким было 30 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.