Не паспорт, а справка: такая будущность была уготована жителям Карелии
Финансовые проблемы коснулись сотрудников паспортно-визовой службы, а равно и всех жителей Карелии ровно 20 лет назад. Это привело к тому, что некоторые оказались без главного документа, удостоверяющего нашу личность. Практически — со справкой. В пост-советской России извлекать «из широких штанин серпасто-молоткастый» паспорт по-прежнему можно было с описанной Маяковским гордостью. Потому что хоть в январе 1998 года и начали у нас вручать паспорта нового образца с двуглавым орлом вместо серпа и молота, но бланков на всех не хватило. Конечно, многие бы предпочли иметь сразу новое удостоверение личности с орлом и надписью «Российская Федерация». Увы, позволить себе такое удовольствие могли лишь единицы. В Карелии тогда было выдано 6 с половиной тысяч новых паспортов при расчетной потребности в 240 тысяч. Причина такого положения — несколько позабытое тогда такое понятие, как дефицит. На этот раз — дефицит бланков. «На сегодняшний день ситуация с бланками новых паспортов гражданина РФ неопределенная. То есть мы в настоящее время этих бланков не имеем. И ясности не имеем, когда же они поступят», - сказал начальник паспортно-визовой службы А.М.Черепович.
Российские паспорта тогда печатало единственное в России предприятие — Пермская фабрика Госзнака. Заказывать эту продукцию там имело право только федеральное Министерство внутренних дел. Право-то оно имело, имело, возможно, и желание обеспечить всех граждан новой России новыми паспортами. Не было у МВД только денег на оплату их изготовления. Поэтому гражданам Российской Федерации приходилось довольствоваться временными удостоверениями личности. «Они тоже поставляются в централизованном порядке. Дефицита в этих бланках нет», - отметил Черепович. Стола такая бумажка, как и выглядела, значительно дешевле паспорта. Их Министерство внутренних дел РФ себе, а точнее российским гражданам, могло позволить в неограниченном количестве. Правда, представить себе, что кто-то где-то будет с гордостью извлекать такой документ, довольно трудно. Если же бланки новых внутренних паспортов все же появятся в республике, предупреждали специалисты, с 1 июня они будут стоить половину минимального размера оплаты труда.
Сотрудники различных паспортных и прочих служб, ведавших документами, сыграли свою роковую роль в судьбе одного нашего земляка. История, которую рассказал Иван Петрович Рузанов ровно 20 лет назад, может показаться невероятной. А может быть, и совсем обычной для человека, живущего в России. Дело в том, что ветеран вот уже полвека имел два удостоверения личности — паспорт и похоронку на самого себя. Вот уже много-много лет, как Иван Петрович Рузанов был убит. 27 февраля 1944 года. И даже похоронен в Полесском районе Полесской области. Как сообщили Ивану Петровичу в организации ветеранов, он — единственный человек в городе, получивший похоронку на самого себя. И до 1999 года доживший с этим извещением. По рождению Донской казак, он приехал в Петрозаводск в 1930-м году: «А в 41-ом году начал защищать город Петрозаводск в Сулажгоре. Там мы начали войну. Там меня ранило в ногу». После этого у Ивана Петровича было еще несколько ранений. И одно из них оказалось самым тяжелым. В результате он попал в госпиталь Тулы: «Как я выпал из танка — я не могу представить. Потому что я очнулся в медсанбате, оглушенный, голова разбитая». При этом Иван Петрович потерял именной медальон. Его личные данные не утратились, но перешли к другому солдату, действительно погибшему: «Вот поэтому они, наверное, и похоронили вместо меня кого-то другого». В итоге тот «кто-то другой» пропал без вести, и его родные никогда не узнают, где его могила. А Иван Петрович числился убитым. Похоронное извещение его мать получила в феврале 1944 года. «Матери прислали эту бумажку. Я был не в курсе дела, простите. Я не знал, что ей прислали!» Не в курсе дела Иван Петрович пребывал более полугода. Через восемь месяцев после похоронки мама получила от него письмо и фото. «Она говорит: Ваня, да я чуть с ума не сошла. А потом приехала ко мне, привезла мне два мешка сухарей», - трогательно вспоминал ветеран.
После тяжелого ранения победу Иван Петрович Рузанов встречал в Воронеже, но вместо демобилизации он неожиданно для себя оказался на следующей войне: «И мы очутились знаете где? Город Новосибирск. Нам там сказали: война с Японией». С похоронкой на себя после сопок Маньчжурии Ивану Петровичу очень легко можно было угодить во враги народа. Он избежал сей участи: мудрая мама посоветовала убрать похоронку и просто забыть о ней. Это было возможно, так как похоронка пришла на имя матери в Сталинград, а Иван Петрович уходил в армию из Петрозаводска, сюда же и вернулся после всех войн. Ивану Петровичу в 1999 году исполнилось 77 лет, из них 55 он жил с похоронкой на самого себя. «Японским шпионом», к счастью, не стал. Удостоверение инвалида Второй группы и ветерана ВОВ все же получил, на свое же имя. По его признанию, вполне возможно, что эта оплошность мелких военных чиновников могла бы стоить ему жизни в более опасное, советское, мирное время. Но Иван Петрович об этом не очень-то задумывался: «Я тогда задумывался только о том, как защитить Родину. Больше ни о чем другом не думал. Я шел за Родину, за Сталина. Вот так я шел».
Серьезное ДТП произошло на Ключевском шоссе в мае 1999 года. Причиной аварии и одновременно ее жертвой явился владелец «Жигулей» первой модели. Возмутитель спокойствия несколько раз перевернулся и, никого не задев, вылетел в кювет, где и продолжал лежать, никому больше не мешая. Но так не считали сотрудники ГИБДД, вскоре прибывшие на место происшествия. Причина аварии, как сообщили инспекторы, очень пьяный водитель. После ДТП он протрезвел и дал показания автоинспектору. Водитель избег серьезных травм, подтверждая лишний раз народную мудрость, что пьяному море по колено. А вот машина пострадала весьма серьезно. К подобным происшествиям, как сообщили сотрудники ГИБДД, они относятся спокойно. За каждые сутки по статистике происходят 2-3 таких аварии, когда причина всегда одна — более или менее нетрезвый водитель.
Таким было 30 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?