Московский бизнес удалось заинтересовать разработкой шунгита в Карелии
Середина декабря 1998 года в Карелии проходила под знаком Москвы. Итоги краткого рабочего визита делегации из столицы России во главе с ее мэром Юрием Лужковым подводили в субботу в здании правительства. На заключительном совместном заседании представителей правительств Москвы и Карелии подписывали официальные документы. По заявлению Сергея Катанандова, эти два дня работы коренным образом изменили ситуацию в республике к лучшему. Были достигнуты соглашения по многочисленным вопросам во многих областях экономической, социальной и культурной сфер.
Согласно подписанной программе совместных действий, Москва и Карелия заключили долгосрочные взаимовыгодные договоры, направленные на укрепление развития сотрудничества. После подписания пакета соглашений стороны вручили друг другу памятные подарки. Петрозаводск получил символическую фигурку Георгия Победоносца. А в Москву помимо прочего уехали берестяная кепка и набор продукции ликероводочного завода «Петровский», которую, как уверял собравшихся Юрий Лужков, он так и не попробовал.
Не будет преувеличением сказать, что в Петрозаводске давно не подписывали столь объемного пакета документов, изобилующих пунктами конкретных договоренностей и цифрами выделяемых на тот или иной проект сумм инвестиций. «Мы уже сейчас прошли самый трудный, самый главный инкубационный, организационный период», - отметил Юрий Лужков. Горнодобывающая и камнеперерабатывающая промышленность после нескольких лет упадка, по мнению московского мэра, должны были стать для Карелии одной из бюджетообразующих отраслей. Москва собиралась открыть и разработать на территории республики помимо двух существующих еще пять карьеров. А вложения на оборудование на Кондопожском заводе, исчисляемые в 10 с половиной миллионов долларов, должны были обеспечить к 2001 году увеличение выпуска обработанного камня в 20 раз. В Кондопоге Лужкову показали «карельское золото» — уникальное полезное ископаемое шунгит. И материал, выпускаемый на его основе. Москвичей удалось заинтересовать, и интерес этот не остался праздным.
Судьба дороги Ледмозеро-Кочкома также определилась: «Мы договорились о том, что мы дадим эту дорогу или в хозяйственное ведение или в оперативное управление министерству путей сообщения, оно будет эксплуатировать ее. И это министерство выразило заинтересованность решить вопрос о выкупе дороги в свою собственность». Кроме того, были достигнуты конкретные договоренности в области здравоохранения и туризма, а предприятия рыбной промышленности Кондопожского района получили предложения, от которого, находясь в здравом уме, трудно отказаться. «Я, например, пообещал помочь Кондопоге найти средства для производства комбикормов для выращивания форели. Имея в виду, что деньги, которые мы найдем, будут нам возвращены поставками рыбы. Это самый удобный вариант для предприятия и достаточно приемлемо для города Москвы», - сказал Лужков. Что касается культурной программы, то в Москве собирались организовать Дни Карелии, приуроченные к 150-летию «Калевалы».
Политические итоги визита столичного мэра также были очевидны. Следующие на тот момент президентские выборы должны были состояться в 2000 году, и Юрий Лужков уже активно планировал выдвигать на этот пост свою кандидатуру (впрочем, потом он отказался от этой мысли). Но тогда сторонников выдвижения Лужкова в Петрозаводске было немало, и им не было нужды придумывать доводы на тему — почему именно этот кандидат нужен Карелии в качестве лидера государства, ведь он обещал республике устойчивое развитие: «Мы говорим о взаимной выгоды бюджетообразующей отрасли республики и выгодных поставках для Москвы. Мы здесь будем вместе зарабатывать деньги».
Таким было 10 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.