Монополист Карелии вдвое поднял цены, лишив людей средств передвижения
Стоимость билета на комету ровно 20 лет назад увеличилась в два раза, что угрожало значительно сократить количество пассажиров, ведь не секрет, что пользовались услугами водного транспорта, добираясь из поселков Карелии до ее столицы, люди небогатые. На линии Петрозаводск-Пудож билет теперь стоил 120 рублей, на линии Петрозаводск-Великая Губа — 114.
«И так после каждого ежегодного повышения стоимости билета сокращается количество перевозимых пассажиров»,
- волновался Валентин Кресанов, депутат ЗС РК.
С учетом низкого уровня жизни заонежских поселян, как минимум треть заработка многих из них будет уходить на переезды. По мнению депутатов, не согласных с этим решением БОПа (об этом объявил Андрей Нелидов, новый на тот момент глава БОПа) это искусственное завышение цены.
Народные избранники посчитали расходы на перевозки пассажиров, пришли к выводу, что даже 60 рублей за билет в 2000 году с лихвой покрывали убытки. И это даже без дотаций на льготников. В тариф входят так называемые прямые и косвенные расходы. Первое — это топливо, зимний отстой судна, инвентарь и зарплаты. Второе — это содержание Речного вокзала, причалов и «распределение по флоту».
Последний пункт особенно нервировал депутата Кресанова: «Мне этот пункт не понятен. Куда эти деньги уходят? Никто не знает. Никто из пассажиров. И даже я, как депутат, не знаю, что это за средства. Они не расшифрованы». В этом народные избранники и видели суть проблемы. Прямые расходы, которые обязательно учитываются при формировании цены, составляли 45 рублей. Косвенные, за которые, по мнению депутатов, пассажир платить не должен, это еще 31 рубль. Плюс накрутки за предварительную продажу и налоги. И все!
Но у пароходства была своя правда. Моторесурсы двигателей судна типа «комета» были в БОПе на исходе. Только на закупку новых двигателей и винтов необходимо было найти около 5 миллионов рублей, которые бюджетом пароходства были не предусмотрены. БОП вообще грозил отменить рейсы «крылатах судов» на одной из линий Петрозаводск-Заонежье или Петрозаводск-Шала. Пароходство обращалось к властям с обоснованием убытков от пассажирских перевозок на этих дотационных линиях. Сумма убытков составляла более 3 миллионов. Но карельский бюджет выделил пароходству только одну шестую часть требуемой суммы, но и эти деньги были получены не все. Депутаты же собирались опротестовать тариф. Было ясно, что казенных компенсаций как не было, так и не будет. Так что жителям с другого берега хоть пускайся вплавь.
Бесплатные лекарства для ветеранов становилось приобретать все труднее. Карельские законодатели пытались решить и эту проблему. Ситуацию карельские фармацевты воспринимали болезненно. Аптеки, как правило, в те годы были образованиями муниципальными. Поэтому приказы городских чиновников не были поводом для дискуссий. Их просто требовали к исполнению. Фармацевты подчинялись, но между делом жаловались на систему отпуска льготной рецептуры для инвалидов и ветеранов. Аптекари заклеймили ее, как нерациональную.
«Нерациональная для предприятия. Потому что мы отпускаем лекарственные средства, которые закупаем из собственных оборотных средств. Компенсацию за эти медикаменты мы получаем спустя очень длительный срок — от месяца до полутора»,
- говорил Леонид Лиминчук, тогда он был директором МП «Фармация».
Система использовала казначейскую схему расчетов. А по закону казначейство погашало расходы только с предоставлением реестров, то есть установленных отпускных цен на льготные медикаменты. Реестр был явно завышен, чего не отрицали даже чиновники Минздрава. Для бюджета это, было накладно. Для фирм, которые не имели достаточных оборотных средств, тоже. Потому что, закупая лекарства на свои деньги и даже беря на эти цели кредиты, в ожидании погашения расходов государством, фармацевты теряли до 20% оборотных средств.
При этом в законе о льготах четко сказано, что к возмещению принимались суммы, затраченные на льготные лекарства, цены на которые были оговорены на тендере. Тендеров приходилось ждать, хотя проведение тендера на отпускные цены предприятией-изготовителей позволило бы в конечном итоге увеличить объемы закупок лекарств.
Разумеется, тогда бы гораздо больше инвалидов и ветеранов получали бесплатных медикаментов. На все это безобразие аптекари жаловались в Законодательном собрании депутатам. По мнению чиновников, болезнь одна — нет денег. А по убеждению фармацевтов, диагноз — в неумение этими деньгами распорядиться. В ходе беседы аптекари настаивали на автоматизированной системе персонифицированного учета для адресной помощи. А также на грамотной политике ценообразования на льготные медикаменты. Плюс эффективная система погашения затрат. Чиновники на это ответили, что когда аптекари предложат им готовую программу, они ее, может быть, и примут. А пока власти уверяли, что худо-бедно, с перебоями, но будут поступать льготные лекарства в аптечную сеть.
У Петрозаводска в мае 2001 года появился свой флаг. Церемония его поднятия состоялась на площади перед мэрией. Без флага не построить светлого будущего — решили городские власти. Весной город обзавелся еще одним государственным атрибутом. Знамя города водрузили на крышу мэрии наряду с флагами российского и республиканского значения. Эскиз флага был разработан главным художником города Николаем Тришковым, утвержден на сессии Петросовета, обсуждала его комиссия по геральдике. На стяге прямоугольной форме расположился герб Петрозаводска на белом фоне. По правилам геральдики, белый цвет — это символ непорочности. Внизу полотнища располагалась голубая волнообразная полоса. Таким образом, отдана дань Петрозаводску, как городу-порту пяти морей. Такой церемонии, как присяга флагу пионерами, не проходило. Зато пенсионеры слагали новому флагу оды. Любопытная деталь: Петрозаводск трижды сменял герб. А вот флагом столица Карелии обзавелась впервые.
Таким было 5 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.