Министр финансов Карелии, поясняя мысль, обратился к Достоевскому
В своей внутренней политике ровно 20 лет назад правительство республики особую роль отводило созданию новых финансовых институтов и рычагов управления. Тогдашний министр финансов РК Александр Колесов рассказал журналистам о планах своего учреждения. Министерство финансов подготовило проект изменения налогового законодательства, который должен был облегчить жизнь производителю.
Кроме того, в условиях отсутствия возможности взять кредиты на текущие расходы, правительство выпустило пакет облигаций, то есть государственных ценных бумаг. Опасения, что этот проект превратится в карельское ГКО (государственные краткосрочные облигации, обвал пирамиды которых в стране привел к знаменитому дефолту в августе 1998 года), были не лишены оснований.
Однако, в Карелии был закон, предусматривающий подобную процедуру и ограничивающий объем выпуска государственных ценных бумаг. Министр Колесов уверял, что это безопасно: «Если мы возьмет некое литературное произведение, где с помощью топора убивали старушек-процентщиц, то можно принять закон, запрещающий топор. И вилкой тогда рубить дрова. Поэтому я хочу сказать, что облигационный заем применяется во всем мире. Никто в мире с текущий расходов не осуществляет капитальные затраты. То есть не должно сегодняшнее поколение, скажем, строить мост, рассчитываться полностью, если этот мост будет служить четырем поколениям. Равномерно разносятся эти затраты на все четыре поколения. Это цивилизованно, это гуманно. То есть не должно на костях какого-то одного поколения быть построено какое-то такое общество, из-за которого следующее общество только бы сидело на завалинке, лузгало семечки — все уже было бы сделано за него предшественниками, костями, их потом и кровью. Это цивилизованный финансовый механизм».
В вопросе формирования бюджета на 1999 год и финансовой поддержки районов правительство собиралось применить принципиально новый способ: определить равные для каждого гражданина республики нормативы бюджетного финансирования. И это послужило базой для расчета расходных частей бюджетов разных уровней. 14 районов оставались дотационными. Помощь им оказывалась в ограниченных масштабах дабы стимулировать развитие производства на местах.
А в Национальной библиотеке между тем открыли выставку живописи. Вообще, выставки, регулярно проводимые в Национальной библиотеке, позволяли ее читателям приобщаться ни только к сокровищам мировой печатной мысли, но и постоянно расширять свое представление о творчестве карельских художников. Осенью 1998 года там завершилась выставка Георгия Стронка, и освободившееся ненадолго место заняли работы художника из Грузии Бадри Топурия, который переехал в Петрозаводск в 1994 году. За эти годы в его небольшой мастерской скопилось немало пейзажей, с которыми он решил познакомить публику, поместив их в зале периодики библиотеки.
Он писал много карельских пейзажей, но когда накатывала ностальгия, Бадри Отарович писал родные горы Грузии по памяти. Видимо, такое случалось не часто, поскольку по словам художника, выставка этих работ может быть готова не раньше, чем через три-четыре года. Посетителям библиотеки все понравилось: «Сегодня я пришла и сразу обратила внимание. Чуть позже я поняла, что это наш город на картинах изображен. Впечатления положительные, мне понравились». Картины посетителей библиотеки от работы не отвлекали и сосредоточиться не мешали, скорее наоборот: «Лучше, когда стены оформлены. Это создает какой-то уют. А если обстановка уютная, то она всегда располагает к работе».
Таким было 30 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.