Машиностроителей Петрозаводска отметили за прорыв в показателях
Сто с лишним сотрудников сборочного цеха Онежского тракторного завода ровно 20 лет назад были награждены почетным дипломом. И эта награда была вполне заслуженной. Так как тогда производство вышло на прекрасные показатели: за месяц вместо 5 тракторов с конвейера сходило 35 машин. На Онежский тракторный завод осенью 1999 года посыпались награды. Три работника были удостоены орденов Второй степени За заслуги перед Отечеством. А еще трое получили звание Заслуженных машиностроителей.
Благодарность объявили и всему коллективу — ста с лишним работникам сборочного цеха ОТЗ. С тронной речью прямо на производстве выступил генеральный директор Николай Волнухин: «Сборочный цех решает главную задачу: соединяет результаты работы всех цехов. И получается трактор, за который мы получаем деньги, на которые мы живем!» По сравнению с прошлым годом, здесь дела шли значительно лучше, и это радовало
Ведь Онежский тракторный завод, который в том году отметил 225 лет, по праву считался одним из крупнейших машиностроительных заводов России. Наряду с другим известным российским Алтайским тракторным заводом ОТЗ снабжал своей продукцией все регионы, вплоть до Урала. Объемы производства здесь выросли. И вместо пресловутых «волнушек» (это были такие купоны в 90-е годы — эквивалент рублей, имя им было дано по фамилии директора), рабочие ОТЗ начали получать стабильную зарплату. Сборочный цех чествовали тоже не случайно. Прежде трактора собирались стапельным методом на специальном пункте. Устаревшая технология сборки была приемлема, пока ОТЗ выпускал по 5 тракторов в месяц. Новый трактор в 120 лошадиных сил вместо бывших 100 явно требовал к себе большего внимания. Усовершенствованная модель нашла российского потребителя и заказчика. Вместо пяти в месяц с конвейера сходило 35 машин. Стапельный метод заменили на конвейерный, с чем сегодня сборщиков ОТЗ и поздравили. Приглашенные на церемонию чиновники министерства экономики выразили надежду, что здесь это не последние награды.
ОТЗ — был не единственным предприятием в республике, которым в конце 90-х удалось увеличить выпуск продукции. Как заявил на заседании правительства министр экономики Карелии Иван Шурупов, в результате усилий, предпринятых правительством, органами местного самоуправления и руководителями предприятий в Карелии произошел рост объемов промышленного производства. По словам министра, индекс физического объема в целом по промышленности составил более 117%. Рост объемов производства был достигнут в основном за счет предприятий машиностроения, лесопромышленного комплекса и цветной металлургии.
Впервые за последние годы крупные и средние предприятия республики начали работать прибыльно. Поступления налоговых платежей в бюджет Карелии возросло почти в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. Увеличились и иностранные вложения в экономику края, составив 1,6 миллиона долларов США. Оживилась работа строительного комплекса. В 1999 году в республике ввели в строй 28 тысяч квадратных метров жилья. Уровень регистрируемой безработицы снизился почти в полтора раза. Однако, в некоторых районах Карелии показатели физического объема производства оказались ниже, чем в прошлом году. На заседании было отмечено, что министерства и ведомства слабо контролировали выполнение целевых республиканских программ. Среди прочих недостатков работы назывались ухудшения положения жилищно-коммунального хозяйства и снижение реальных доходов населения. Выступая на заседании, председатель правительства Карелии Сергей Катанандов подчеркнул, что для достижения стабильности в республике необходимо продолжить процесс усиления роли государства, а также местного самоуправления городов и районов в сфере экономики.
В конце 90-х в Карелии появился клуб «Люди моря». Он объединил профессиональных путешественников, туристов, любителей и знатоков древнего кораблестроения. Летом 1999 года в клубе началась работа над новым проектом «Водный маршрут на долбленых лодках, сделанных самими членами клуба по наскальным изображениям, оставленным древним северным человеком».
Один из культурных памятников Севера — наскальные изображения, выдолбленные древними людьми — у нас в те годы был почти забыт. А между тем по датированию археологов, этим рисункам почти 5 тысяч лет. А самый ближайший их «конкурент» по древности — пирамиды Хеопса. География такой наскальной живописи — Север Европы. Это Онежское озеро, Белое море, северное побережье Норвегии и Швеции. Все они однотипны. Сходные черты этих наскальных рисунков ученые объясняют в том числе и тем, что жители Севера общались между собой, причем, преимущественно водным путем. Все это не могло не заинтересовать современных строителей древних кораблей и лодок, морских путешественников и любителей древних водных маршрутов, которыми ходили поморы. Речь идет о членах клуба «Люди моря». Клуб появился в 1997 году.
Один из проектов «Людей моря» - восстановление древнего поморского маршрута. При этом пройти этот водный путь задумали на тех же лодках, что были у древних корабелов. Выдолбить такую же кораблестроители хотели по мотивам наскальных рисунков Бесова Носа. Один из активных участников Тарас Тюпко пояснил: «Байдарка похожа, но это байдарка. А вот как они ее делали. Как они на ней ходили. Сколько трудов надо для этого, чтобы, скажем, из Белого моря попасть в Онежское озеро или обратно». «Люди моря» не утверждали, что полностью восстановят древнюю лодку-долбленку. Но тем не менее, строили древнее судно, так как примитивная технология долбяной лодки однотипна и у древнего, и у современного человека: от Красноярского края до Пскова, да и в любом северном регионе мира — в Норвегии, Швеции, Финляндии. Кстати, об изображении. Наскальная живопись древнего северянина в той же Норвегии превращена в музейный объект, который содержится за счет средств от экскурсий. У нас в те годы их бескорыстно созерцали любители, потому петроглифы стираются и исчезают, как памятник археологии, истории и культуры. Идея клуба — привлечь внимание и указать на еще один интереснейший объект для туризма. «Было бы желательно, если бы в результате реализации этого проекта для лишней сотни или двух-трех-пяти сотен, для нескольких тысяч жителей нашей планеты Земля Карелия стала бы привлекательна, как объект туризма», - сказал Тарас Тюпко. Хилтонов и других супер-отелей в Карелии никто не строит. Роскошные огромные гостиницы хороши на Канарах, где себя вполне окупят. Ну а в северных условиях туризм направляется явно иными тропами. Разными, в том числе и водными. И в этой связи морским волкам в их благом туристском начинании хотелось искренне пожелать семи футов под килем.
Таким было 26 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?
Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.